$
 12689.97
-15.03
 13557.96
14.43
 137.20
1.09
weather
+26
Вечером   +14°

Вопросы ставит Кафка

Спектакли Государственного Молодежного театра Узбекистана продолжили Международный фестиваль театра и балета в Ташкенте.

Ранее в рамках него показали свои постановки два местных коллектива – ГАБТ и «Ильхом». В первом случае речь идет об интернациональном проекте «Лазги – танец Души и Любви», во втором – о своеобразном прочтении современной зарубежной драматургии: пьес «Сын» Флориана Зеллера и «Танец Дели» Ивана Вырыпаева.

Молодежка составила им достойную компанию, ведь здесь тоже любят эксперименты. Результатом одного из них стал вошедший в фестивальную программу спектакль Alone по знаменитой новелле Франца Кафки «Превращение». Он пополнил репертуар театра в ноябре 2021 года благодаря поддержке Фонда развития культуры и искусства.

Для постановки из Санкт-Петербурга тогда был приглашен Игорь Качаев – актер, режиссер по пластике Александринского театра, профессор Российского государственного института сценических искусств. Он известен как режиссер по пластике свыше 80 спектаклей российских и зарубежных театров, включая Большой, БДТ имени Товстоногова, Венгерский национальный театр и другие. В свое время уже работал с Молодежкой на фестивале «Балтийский дом», а позже давал мастер-классы в Ташкенте.

Учитывая послужной список Качаева, было любопытно посмотреть, насколько силен будет крен в сторону пластики в нынешней постановке. Ее действительно оказалось много, но режиссер все же делал драматический спектакль. Усилить его выразительность визуально помогли привлеченные из России коллеги – художник-постановщик Мария Медведева и художник по костюмам Ника Велегжанинова.

Главную роль – клерка-насекомое – очень точно сыграл ведущий актер Молодежки Анвар Картаев, для которого она стала первым за несколько лет серьезным новым образом. Можно только догадываться, каких физических и ментальных усилий стоило ему вполне осязаемое преображение – вплоть до движений тела и постоянно издаваемых звуков.

В его окружении – люди, пугающе лишенные почти всего человеческого. Их достоверно изобразили Лейла Сейд-Оглы, Руслан Мамадалиев (который куда младше сценического сына, но это не мешает), Аброр Юлдашев и другие.

Кафка здесь узнаваемо мрачный. Но самое главное то, как постановка убедительно проводит параллели с современностью, как демонстрирует вечную актуальность абсурда, как напряженно задает зрителям вопросы, доставшиеся нам в наследство от самого автора. Что определяет человека? Каково им быть? Где проходят границы его внутреннего мира, дальше которых он не готов впускать посторонних? И если по своему виду и настрою спектакль далек от того, что обычно показывает Молодежка, то в плане философских тем – уже куда ближе. Для коллектива это любопытный новый шаг.

Вторая постановка театра в программе – «Леди на день» другого известного российского режиссера Дмитрия Астрахана. О ней мы уже подробно рассказывали после прошлогодней премьеры. На фоне преобладания драм и трагедий она выглядит самым легким блюдом в фестивальном меню.

Рамиль Исламов

Фото предоставлены Государственным Молодежным театром Узбекистана

Читайте также: