$
 12844.21
-11.72
 13508.26
-62.46
 127.35
-0.81
weather
+26
Вечером   +14°

Огонь, «танцующий» лазги

лазги

Балет «Лазги – танец Души и Любви» открыл двухмесячный Международный фестиваль театра и балета в Ташкенте. Его организовал Фонд развития культуры и искусства при Кабинете министров Узбекистана.

Два вечера подряд постановку представляли при полном аншлаге в Государственном академическом Большом театре имени А. Навои. Напомним, что ее закрытая премьера состоялась в столице в сентябре 2021 года, а в ноябре прошел и первый зарубежный показ – в Дубае, в рамках культурной программы нашей страны на Всемирной выставке «ЭКСПО».

Балет этот появился благодаря Фонду развития культуры и искусства, собравшему для его создания по-настоящему звездную интернациональную команду. Так, в постановщики пригласили известного немецкого хореографа Рауля Раймондо Ребека, который раньше был ведущим солистом крупнейших театров Германии, работал с Уильямом Форсайтом, Морисом Бежаром, Рудольфом Нуреевым и другими легендами. Последние годы он – балетмейстер Дортмундского балета и художественный руководитель NRW Junior Ballet, сотрудничающий также с зарубежными коллективами. Его произведения можно увидеть в странах Европы, Азии и Америки.

Предложение из Узбекистана я получил осенью 2020 года и сразу заинтересовался, хотя не был знаком с танцем лазги и вашей культурой в целом. Узнать о них больше помогли поездки в Хорезм, встречи с местными танцорами, прослушивание национальной музыки, а главными проводниками в этот новый мир стали народная артистка Гавхар Матъякубова и руководитель ансамбля «Бахор» Гульнара Мусаева, рассказал Раймондо Ребек. – Центральной идеей для меня стало сочетание в постановке символических воплощений души и любви, любви к танцу и жизни в целом. Важно было отдать дань уважения лазги, история которого насчитывает три тысячелетия, и в то же время показать, что он по-прежнему очень популярен.

Результат получился запоминающийся. Новый балет мало похож на все классические, что идут сейчас в ГАБТе. Его условный сюжет переносит зрителей из далекого прошлого в наши дни, соединяя элементы самого лазги с оригинальными пластическими решениями современной мировой хореографии. Главные роли – Душу и Любовь – выразительно сыграли заслуженная артистка Надира Хамраева и солистка Эльмира Юсупова. Старательно работали их коллеги Улугбек Олимов, Радион Исянов и другие артисты, исполнявшие то балет, то современный танец, то узбекский народный.

Однако особо стоит выделить человека извне театра – солистку хорезмского ансамбля «Лазги» Дилнозу Артикову, которая одна могла затмить своей энергичностью партнеров по сцене. Оказавшись в непривычных для себя условиях, она уверенно сработалась с труппой. С ней связаны самые эффектные фрагменты постановки, именно ей – а в ее лице и самому лазги – больше всего заслуженно аплодировала публика.

Успеху балета во многом способствовало его визуальное решение, за которое отвечали режиссер по свету Тим Вацлавек, видеодизайнеры Ор Сарфати и Вольфганг Биттнер из Германии, а также японская мультимедийная художница и сценограф Йоко Сейама.

Не оторвать глаз было от интермедии с развевающейся на ветру тканью, по которой словно струится песок. Не меньше впечатлил вживую и образ, растиражированный в афишах постановки – где Дилноза Артикова двигается вместе с «танцующим огнем» в виде меняющей цвет накидки над ней. А в последней части перед зрителями возникает море горящих свечей, среди которых перемещаются артисты. Казалось бы, не самые сложные и затратные идеи, а каков эффект!

Яркую череду костюмов придумал известный российский дизайнер Фрол Буримский. А молодой канадский композитор Давидсон Джаконелло написал для балета интересную музыку, где современные ритмы периодически сменяют звуки узбекского танца, а в одной из сцен – даже рок. Кто бы знал, что доведется услышать в стенах Большого театра композицию Мэрилина Мэнсона «Sweet Dreams (Are Made Of This)»…

Так был дан успешный старт международному фестивалю. На минувших выходных его должна была продолжить хореографическая постановка звезды мирового балета Сергея Полунина Satori. К сожалению, незадолго до этого он получил травму, вследствие чего показы пришлось перенести на декабрь. В связи с непредвиденными обстоятельствами из афиши исчез также спектакль «УтроВечер» московского театра «Современник», где главную роль играет народная артистка России Чулпан Хаматова.

Впрочем, впереди наших зрителей ждет еще немало встреч с прекрасным при участии знаменитых актеров и ведущих творческих сил Московского художественного театра имени Чехова, Театра Наций, театра «Школа современной пьесы», Санкт-Петербургского государственного академического театра балета Бориса Эйфмана, театра Марка Вайля «Ильхом» и Молодежного театра Узбекистана. Продолжение фестивальной программы будет совсем скоро – в апреле и мае.

Рамиль Исламов

Фото предоставлены Фондом развития культуры и искусства