$
 12844.21
-11.72
 13508.26
-62.46
 127.35
-0.81
weather
+26
Вечером   +14°

Холод с севера

ветер 3

Немало споров вызвала постановка Ренаты Литвиновой «Северный ветер», которую показал в Ташкенте Московский художественный театр имени Чехова.

Осенью 2017 года именитый коллектив впервые дал гастроли в Узбекистане после более чем тридцатилетнего перерыва. Тогда отечественная публика увидела спектакли «Дом» и «Весы» по пьесам нашего современника Евгения Гришковца. А нынешний приезд МХТ состоялся в рамках Международного фестиваля театра и балета, организованного Фондом развития культуры и искусства при Кабинете министров.

«Северный ветер» стал в том же 2017-м дебютом Ренаты Литвиновой как драматурга и театрального режиссера. Но она не единственное медийное лицо в афише. Музыку к спектаклю создала Земфира, наряды для героев подбирал известный дизайнер уличной одежды Гоша Рубчинский, а консультантом по костюмам и реквизиту была именитая художница Надежда Балабанова, вдова режиссера Алексея Балабанова. И это не говоря еще об актерском составе.

Премьера на малой сцене МХТ привлекла немало внимания, а уже год спустя постановку наградили театральной премией газеты «Московский комсомолец». Вся пятилетняя история спектакля сопровождается аншлагами.

Полный зал собрал и ташкентский показ «Северного ветра». Почти два часа зрители наблюдали за историей большой семьи, живущей неизвестно когда и неизвестно где – на условном севере. Но происходящее и не стоит воспринимать совсем буквально – Рената Литвинова обозначила жанр как реальная фантасмагория о смерти и любви как двух главных темах в искусстве. Среди персонажей появятся Северный Ветер и сама Смерть под кодовым названием «Исполнительный Оборот 1226», а новогодняя елка окажется вражеским агентом-шпионом (да, речь о дереве). Да и спектакль еще в начале «предупреждает» – в этом доме на часах не привычные двенадцать делений, а тринадцать.

Встречаемся мы с персонажами как раз на Новый год, хотя и в разные неназванные даты. В начале это будто бы радостное общее застолье, но очень быстро проводишь параллели с безумным чаепитием из книги «Алиса в Стране чудес», тем более что во главе семьи здесь – Вечная Алиса. Свет стремительно меркнет, и веселее уже не станет никогда, сколько бы ни было выпито шампанского. Герои хотят счастья и любви, но те остаются лишь вечной недосягаемой мечтой. Каждый праздник умирают по очереди почти все, хотя некоторые и не жили никогда. Шумящий за стенами пронизывающий ветер постоянно врывается в жизни персонажей и уносит вдаль и их чувства, и их самих.

Необычную пьесу Литвинова писала в первую очередь под себя. И в Ташкенте в главной роли должна была выступить именно она. Но не случилось. Забавная усмешка судьбы – актрису в спектакле заменила Софья Эрнст, жена руководителя Первого канала Константина Эрнста. Можно только гадать о том, почему МХТ и режиссер уже давно ввели ее во второй состав исполнителей, ведь по уровню артистического магнетизма и самобытности с Литвиновой мало кто может соревноваться, не говоря уже об обладателях куда менее очевидных талантов. Все сравнения были не в пользу Эрнст.

Отсутствие главной звезды не могло не сказаться на восприятии всего произведения. Хотя, безусловно, позволило оценить старания большого актерского ансамбля, куда входят заслуженные артистки России Галина Киндинова и Римма Коростелева, узнаваемые актеры Павел Ворожцов, Павел Табаков, Кирилл Трубецкой и другие, а в одной из сцен звучит голос оперной дивы Хиблы Герзмава.

Вместе им удалось создать на подмостках запоминающийся нордический мир – атмосферный, красивый, но холодный, в который очень интересно целиком погрузиться на два часа, не поглядывая на время.

Это одна из тех постановок, что оставляют после себя много безответных вопросов-загадок. О них думаешь еще не один день, но невозможно дать им однозначную оценку – что же это было? Такое долгое послевкусие дорогого стоит.

Рамиль Исламов

Фото предоставлены Фондом развития культуры и искусства