$
 12620.09
19.95
 13599.41
-42.76
 136.73
0.81
weather
+26
Вечером   +14°

Парижская пустота, венецианская вода

главная

Гастроли известных российских артистов продолжили Международный фестиваль театра и балета в Ташкенте, организованный Фондом развития культуры и искусства.

Апрельскую часть смотра открыл антрепризный спектакль «Папа» с Сергеем Маковецким и Мариной Александровой в главных ролях. Его поставил в декабре 2019 года режиссер Владимир Бельдиян из театра имени Вахтангова. Литературной основой стала одноименная пьеса Флориана Зеллера, за которую тот в 2014-м удостоился престижной премии Мольера в родной Франции. Ее с успехом показывали по всему миру, а два года назад сам драматург создал по ней свой дебютный фильм в качестве режиссера – «Отец». Сыгравший главную роль Энтони Хопкинс получил тогда и «Оскара», и премию Британской киноакадемии.

Как и в случае с фильмом, на ташкентском показе постановки главной звездой стал исполнитель роли пожилого парижанина, теряющего память, да и связь с реальностью. На фоне такого мастера сцены, как Сергей Маковецкий, куда бледнее смотрелись остальные актеры. Пожалуй, так оно и задумывалось.

Спектакль на непростую тему запомнился ровным тоном повествования, с вкраплениями юмора и печали. Дух постановки отражали декорации – в начале зрители видели обставленную квартиру, но постепенно из нее пропадала вся мебель и даже стены, пока не осталась одна лишь пустота – отражение ментального состояния главного героя.

На следующий вечер гостей фестиваля ожидало специально подобранное «продолжение банкета» - спектакль «Сын» того же Флориана Зеллера, но уже от нашего театра. «Ильхом» презентовал его год назад, тогда же мы и писали о нем. Избегая повторений, отметим лишь куда более высокий драматизм постановки Бориса Гафурова.

Далее шел еще один спектакль «Ильхома» - недавняя премьера «Танец Дели» по пьесе российского драматурга Ивана Вырыпаева в постановке его соотечественницы Екатерины Кисловой. Такие хореографические эксперименты, безусловно, делают программу фестиваля разнообразнее.

А накануне состоялся еще один гастрольный показ – «Высокая вода венецианцев».

Это история женщины, внезапно узнавшей о грозном диагнозе и вместо лечения решившей сначала съездить на несколько дней в Венецию. Но не стоит ждать линейного сюжета. Режиссер Денис Азаров, три года назад представивший постановку в московском театре «Школа современной пьесы», дал ей очень точное описание: «спектакль-впечатление, спектакль-коллаж, спектакль-ощущение». Увиденное действительно далеко от привычного понимания драматического театра.

Первоисточником послужила новелла соотечественницы Дины Рубиной, живущей сейчас в Израиле. Однако постановку дополнили стихотворения Иосифа Бродского, которого связывали особые отношения с итальянским городом на воде.

На сцене всего три человека – исполнители главных ролей Сати Спивакова и Владимир Кошевой, а также аккомпанирующая им пианистка Басиния Шульман. Из сценографии – кресла, пюпитры, рентгеновские снимки и экран. Актеры не то чтобы играют, а скорее декламируют фрагменты текста, временами уступая место своему же закадровому голосу или подолгу пропадая из виду и слушая с залом музыку Баха, Листа, Мендельсона, пока на мониторе скользят строчки из медицинских справочников о раке или беззаботные кадры из Венеции.

Не все зрители оценили подобное сочетание. Хотя спектакль длится всего 80 минут, некоторые уходили, не дожидаясь конца.

Но многим все же пришлась по душе работа и режиссера, и артистов, и созданный ими настрой. А что особенно важно независимо от впечатлений, так это сама возможность познакомиться и с таким видом современного театрального творчества.

Рамиль Исламов

Фото предоставлено Фондом развития культуры и искусства