$
 12697.00
2.04
 13547.70
38.99
 135.05
0.39
weather
+26
Вечером   +14°

Слезы, боль и удивление: вспоминая 45-й сезон в «Ильхоме»

ай Фото Александра Раевского

В конце июня ташкентские театры обычно закрывали сезон. Нынешний из-за пандемии почти у всех начался позже и завершился раньше, но только не у «Ильхома». Что здесь успели сделать за юбилейный год?

По следам «Декамерона»

Уже первые месяцы осени запомнились возвращением привычного многообразия творческих проектов, ведь «Ильхом» - это больше, чем театр. В октябре прошла презентация альбома «Тревожный звонок» и клипа на песню «1984» молодой группы «Электрооко». Позже возобновились и концерты в рамках Ilkhom Rock Fest и Ilkhom Jazz Club, и необычные выставки – «Млечный путь» Санджара Джаббарова, «2020» Бобура Исмаилова, «Начало» молодых художниц, Джамы Адилова.

15-18 октября театр стал центральноазиатской резиденцией VII Международного фестиваля паблик-арта «АРТ ПРОСПЕКТ», организованного благотворительным фондом «CEC ArtsLink». Форум на тему «Поиск сокровищ» собрал офлайн и онлайн больше 50 художников из 13 стран мира. А весной «Ильхом» и другие театры на территории бывшего Союза приняли участие в двухмесячном цикле интернет-встреч Art Prospect Network Talks, устроенных тем же фондом для обсуждения искусства как средства социальных изменений.

Зимой театр присоединился к еще одному интернациональному проекту – «THE HEKTOMERON». Национальный театр имени Марина Сореску – один из ведущих в Румынии – инициировал его, вдохновившись знаменитой книгой Джованни Боккаччо «Декамерон», написанной после пандемии чумы в XIV веке. Представленные там мотивы отчуждения, смерти и страха не утратили актуальности и в дни нынешней пандемии. Потому сотне режиссеров из ста стран мира предложили создать мини-постановки по сотне рассказов «Декамерона» с участием актеров театра имени Сореску. От «Ильхома» в проекте приняли участие режиссер Максим Фадеев, композитор Ян Добрынин и художник Аскар Урманов, которым досталась девятая новелла шестого дня. Все «серии» с января по апрель ежедневно транслировались в прямом эфире на сайте на румынском языке и с английскими субтитрами. Вместе они отразили главный замысел проекта – о способности людей продолжать жить несмотря ни на что.

Также зимой появился уже отечественный проект «На одном языке», где успешные представители разных сфер проводят открытые встречи с детьми и подростками 10-16 лет и рассказывают им о своем жизненном и профессиональном пути. Его предложил организовать давний друг и поклонник «Ильхома» Муртас Кажгалеев – международный гроссмейстер, чемпион Азиатских игр-2006 по быстрым шахматам. Анонсируя проект, он объяснил мотивы: «Многие мои знакомые жалуются, что молодежь другая, и у нас нет общего языка. Но именно взрослым легче первыми пойти на контакт – в силу возраста – и делиться сокровенным, тем, что нас вдохновляет и греет. Передать наш удачный или дурной опыт, рассказывать о кумирах детства и юности. Заманивать их великой силой искусства и духа». Сам шахматист и стал героем первой встречи на тему «Как с помощью шахмат и книг я бесплатно объехал вокруг Земли».

С «Сыном» что-то не так?

А что с собственными премьерами на самой сцене «Ильхома»? Мы уже писали о читках, посвященных 45-летнему юбилею театра. Среди них оказался и самый запоминающийся спектакль года – «Дракон-сказка».

Первая же полноценная постановка была представлена публике только в конце февраля. Худрук «Ильхома» Борис Гафуров взялся за пьесу современника – 41-летнего француза Флориана Зеллера, которого называют «самым ярким молодым драматургом нашего времени». Его творения идут на сценах полусотни стран, а самое известное произведение – черная комедия «Отец» (2012) одна из успешнейших постановок последнего десятилетия в Париже, Лондоне и Нью-Йорке. В прошлом году Зеллер дебютировал в роли режиссера, экранизировав ее с участием Энтони Хопкинса и Оливии Колман. Результат – по две премии «Оскар» и БАФТА, хотя у многих критиков остались вопросы к самому автору.

Фото Анатолия Кима

Есть вопросы и к «Сыну». Друзья, попавшие в январе на сценическую импровизацию по этой пьесе, остались в восторге. Постановка довела их до слез даже в таком «сыром» виде. Потому ожидания от премьеры были особенно большими.

Худрук Борис Гафуров создал очень крепкое и понятное действо о пропасти семейного непонимания, о столкновении отцов и детей, эффектно разыгранное в «холодных» декорациях Василия Юрьева.

Фото Анатолия Кима

В главных ролях в разных составах хорошо себя проявили молодые актеры Рустам Мусакулов и Рафаэль Бабаджанов, мастера старшего и среднего поколения Глеб Голендер, Юлия Плакида, Клавдия Безматерых, Наталья Ли, Галина Борисова и Владимир Юдин. Оценить достоверность эмоций помогает присутствие оператора, снимающего крупные планы напряженных лиц героев и транслирующего картинку на стену позади них. Все на своем месте, все безусловно талантливы, драматический накал растет от сцены к сцене… и в финале внезапно резко обрывается. Возникло ощущение, что конец наступил не так и не тогда, оставив после себя странное послевкусие.

Фото Анатолия Кима

В такой трагедии хотелось чего-то более мощного и более убедительного. Однако эта претензия, возможно, скорее к драматургу. Впрочем, справедливости ради отметим, что многим зрителям спектакль по-настоящему понравился.

Спасибо за смелость

Следующая премьера – тоже международный проект. Его руководитель – немецкий режиссер Мириам Чолль, создавшая в 2009 году первый в Старом свете непрофессиональный театр горожан Bürgerbühne в Дрездене и одноименный европейский фестиваль. В «Ильхоме» она привлекла к работе как непрофессионалов, так и студийцев, с которыми репетировала через интернет (!) с февраля по апрель. Результат – постановка «I love you, but» («Я люблю тебя, но»), которая с трудом поддается описанию.

Фото Александра Раевского

Получился не совсем спектакль, а скорее собрание сценок и историй в исполнении молодого состава с абсолютно разным уровнем актерского мастерства. Глядя на энергичность некоторых ребят, сразу видишь потенциальных звездочек, а другие словно так и не поняли, зачем оказались на сцене. Однако им легко простить неровную игру за смелые образы, за откровенность и остроту тем, которые подняты в постановке – поиски себя, любовь, семейные отношения, насилие. Все ситуации – радостные и болезненные – взяты прямо из жизни, потому очень живо воспринимались залом, порой даже вступавшим в диалог с артистами. Это любопытный опыт с точки зрения как самого театрального искусства, так и публики.

Испытание для зрителей

Последняя новинка сезона – «Играем Стриндберга» по одноименному произведению Фридриха Дюрренматта, на которое швейцарца вдохновила пьеса «Пляска смерти» Августа Стриндберга. Больше 40 лет назад ее уже показывали в «Ильхоме».

В постановке Ефима Каминера играли артисты, днем служившие в ТЮЗе, - Сергей Заботин, Наталья Печорина и Михаил Каминский, ставший в наши дни заслуженным артистом Узбекистана. Но спектакль прожил недолго. Тем удивительнее его судьба теперь. В декабре 2020 года ташкентская публика увидела читку, представленную режиссером Максимом Фадеевым, а уже в апреле 2021-го из нее родился полноценный спектакль.

Фото Александра Раевского

Смотреть его тяжело. Фадеев известен своими неоднозначными экспериментами, и на этот раз он по-разному испытывает терпение зрителей. Оригинал – история двух давно опостылевших друг к другу супругов, к которым приезжает гость. Но дополните текст замысловатыми декорациями, странной манерой общения персонажей и многочисленными звуковыми эффектами, и вот аудитория может физически чувствовать все страдания персонажей. И тут уже сложно думать как об авторских смыслах, так и об актерской игре Рустама Мусакулова, Клавдии Безматерых и Яна Добрынина. Единственное желание, обычно не посещающее в «Ильхоме», – чтобы спектакль поскорее кончился.

Фото Александра Раевского

Однако появление этой постановки не есть плохая новость для театра. Напротив, очень хорошо, что у нас есть люди с таким своеобразным художественным видением, причем не столь важно, понимаем мы его или нет. Замечательно и то, что в «Ильхоме» у них есть возможность для самовыражения. К сожалению, во многих отечественных театрах основу репертуара составляют маловыразительные спектакли, поставленные самым примитивным образом. Тем ценнее каждый пример увлеченного творческого поиска.

Рамиль Исламов