$
 12600.14
10.14
 13642.17
-23.02
 135.92
-0.05
weather
+26
Вечером   +14°

Боль, растворенная в движениях

танец 1

В театре Марка Вайля «Ильхом» идут премьерные показы спектакля «Танец Дели».

Основой для него стала одноименная пьеса, написанная в 2010 году Иваном Вырыпаевым – одним из лидеров новой волны в российской драматургии, театре и кино. Еще десять лет назад он сам снял фильм по этому произведению.

Постановкой в Ташкенте руководила его соотечественница Екатерина Кислова – танцовщица, хореограф и педагог, двукратный лауреат национальной премии «Золотая маска». С 90-х она успешно работает в области современного танца в России и за рубежом, сотрудничала с театрами «Современник», Et Cetera, Московским театром кукол. Последние полтора десятилетия является постоянным хореографом студии SounDrama, с которой «Ильхом» связывает давняя дружба – ее худрук Владимир Панков поставил у нас уже три спектакля.

Что касается нынешней премьеры, то роль Е. Кисловой очень точно обозначена не как режиссер, а как хореограф-постановщик. Неподготовленный зритель придет на «Танец Дели» в расчете на театральный спектакль, а увидит действо, где на первом плане именно пластика, элементы современного танца. Не обязательно красивые и отточенные, как классический балет, а нервные, прерывистые. Меньше слов и историй, больше движений и мелодий.

Отсюда еще одна особенность – весьма условная и далеко не очевидная связь с оригиналом. Ташкентской публике показали постановку «по мотивам пьесы», совсем не похожую ни на литературный первоисточник, ни на фильм. Вопросы будут и у тех, кто читал, и у тех, кто не читал «Танец Дели». Произведение Вырыпаева тут – не столько основа, сколько стартовая точка. Его герои – на сцене, но подробности их сюжетных линий теряются в общем рисунке танцев и становятся уже не так важны. Все это – под живое инструментальное и вокальное сопровождение (музыкальный руководитель постановки – Артем Ким).

В театре главными темами премьеры назвали любовь и смерть, страдания, прощение и принятие. То, как боль растворяется в движениях, показывают главные персонажи в лице Клары Нафиковой, Бориса Гафурова, заслуженных артисток Ольги Володиной и Марины Турпищевой, а также еще с десяток актеров и актрис. Работают они старательно, но в вечер премьеры о себе дали знать не то общий «болевой» настрой постановки, не то новизна материала. В результате – при всем обилии движений и звуков – действу не хватало живости и запоминающихся моментов. Сложно было по-настоящему сопереживать происходящему.

А что, собственно, происходило? Пытаться уловить однозначные смыслы в таких произведениях – занятие не самое благодарное. Надо просто смотреть и слушать, как и в случае с «Квартетом» – другим пластическим спектаклем «Ильхома». Люди, которым близок подобный способ восприятия, оценят усилия хореографа и всей творческой команды. Другая же часть аудитории увидит в премьере любопытный эксперимент, однако не столь успешное пополнение репертуара. Что не отменяет нужности таких проб – они помогают театру не стоять на месте и раздвигают границы зрительского сознания.

Рамиль Исламов

Фото Анатолия Кима