$
 12697.00
2.04
 13547.70
38.99
 135.05
0.39
weather
+26
Вечером   +14°

Гастроли Театра балета Бориса Эйфмана с успехом прошли в столице

-

Выступления коллектива под руководством знаменитого хореографа стали максимально броским финальным аккордом Международного фестиваля театра и балета (организатор – Фонд развития культуры и искусства).

Напомним, что два месяца назад смотр стартовал тоже с балета – интернациональной постановки «Лазги – танец Души и Любви». Это был отечественный эксперимент с современной хореографией в репертуаре ГАБТа имени Навои.

С эксперимента начался в 1977 году и театр Эйфмана. Он родился как «Новый балет» – площадка для творческих поисков одного-единственного автора, но какого! Еще 40 лет назад Бориса Яковлевича одинаково страстно и хвалили, и ругали – за новаторство, за дерзость, за отрыв от русской классической традиции и ее переосмысление. Уже потом пришло признание. Теперь он – народный артист России, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», лауреат престижных премий, а его коллектив обрел статус Санкт-Петербургского государственного академического театра балета и выступает на лучших сценах мира.

«Удивительный театральный волшебник... Пожалуй, единственное, в чем можно еще сомневаться, это является ли он последним ведущим хореографом 20 века или первым хореографом века 21-го» – так пишет о нем пресса. Другой отзыв: «хореограф, которого любят ненавидеть циничные и упрямые балетные критики и которого бесконечно обожает аудитория».

Гостям фестиваля удалось убедиться в этой противоречивости лично. Публику сразил первый же спектакль – «Анна Каренина», один из лучших у Эйфмана. Это балет-потрясение, балет-ураган, увлекающий очень быстро и не отпускающий до самого конца. Идеальный вариант для зрителя, желающего впервые познакомиться с современной хореографией. Постановка 17-летней давности по-прежнему полна драматизма и несется вперед подобно тому самому поезду. Здесь впечатляет все, начиная с фактуры и физической формы артистов, «говорящих» костюмов, выразительной сценографии и музыки, удачно подобранной самим автором из полутора десятка произведений Чайковского. Врезается в память продуманное использование света – например, в финале первого акта, где Анна остается одна в снежном вихре.

Но больше всего поражает рисунок стремительного танца – надрывно-страстный, изломанный, богатый на неожиданные приемы и при этом точно отражающий сюжет. Автор сконцентрировался на центральном любовном треугольнике из романа Толстого, где Анну блестяще сыграла прима театра – заслуженная артистка России Мария Абашова.

Через движения и актерскую игру она передавала все, через что пришлось пройти заглавной героине. Ее корежило изнутри, на нее давили извне, судьба буквально швыряла ее из стороны в сторону, поднимала вниз и волочила по земле – и все это показано живым пластическим языком.

Под стать Анне был Каренин – Сергей Волобуев, столь же надломленный и не менее эмоциональный. Вронского сыграл ведущий солист театра Игорь Субботин. Отдельного же внимания заслуживают массовые сцены, где кордебалет заполнял весь зал бешеной энергией, изображая то высший свет, то – гениальное решение последней сцены – поезд. Развязка, хоть и знакома всем из школьного курса литературы, оказалась оглушительно громкой. Удивительно ли, что зрители едва ли не все сразу поспешили встать с мест, чтобы отблагодарить артистов многоминутными аплодисментами и «Браво!».

Иным по настрою был второй гастрольный спектакль – «Роден, ее вечный идол».

Если первый создан по книге, то этот Эйфман придумал полностью сам, хотя и на основе реальной истории страсти французских скульпторов Огюста Родена и Камиллы Клодель. Впрочем, тут в центре не только любовный сюжет, но и творчество как процесс. В биографиях персонажей они слились так плотно, что попытки разделить их привели к трагедии – Камилла провела последние 30 лет своей жизни в сумасшедшем доме.

В «Родене» лучше проявил себя в главной роли Олег Габышев, а достойную конкуренцию ему составила ведущая солистка театра, лауреат «Золотой маски» Любовь Андреева, особенно эффектная в эпизодах безумия. Моменты их любовного исступления перемежались не менее напряженными картинами из мастерской, вполне осязаемо демонстрирующими муки творчества. На сцене происходило рождение образов из камня и появлялись фантастические многофигурные композиции из атлетически сложенных тел. Можно только догадываться, как хореограф смог придумать такое самобытное визуальное воплощение этой постановки, с ее акцентом на восхищение физической красотой, свойственное и балету, и скульптуре.

Весь балет построен на чередовании настроений, и под стать им – неоднородная музыка из произведений сразу трех французских композиторов: Мориса Равеля, Камиля Сен-Санса и Жюля Массне. На смену ярким цветам и резким движениям «Анны Карениной» пришли пастельные тона и более плавные линии. Здесь тоже все трагично, но шире сама тема, и Эйфман нашел для нее принципиально отличные краски.

Рамиль Исламов

Фото предоставлены Фондом развития культуры и искусства

Читайте также: