$
 12820.47
5.69
 13470.47
27.77
 122.26
-1.24
weather
+26
Вечером   +14°

Интригующий Бежар, размышляющий Эйфман

Эйфман главная

Во Всемирный день театра мы подводим итоги одного из главных культурных событий месяца – Международного балетного фестиваля, организованного Фондом развития культуры и искусства в столице.

Такие смотры обещают стать новой весенней традицией – в прошлом году фонд устраивал двухмесячный Международный фестиваль театра и балета. В его программу вошли спектакли с участием артистов МХТ имени Чехова, Театра Наций, Санкт-Петербургского государственного академического театра балета Бориса Эйфмана, театра «Школа современной пьесы», а также наших ГАБТа имени Навои, Молодежного театра Узбекистана и «Ильхома». Тогда зрителям удалось увидеть и режиссерский дебют Ренаты Литвиновой на музыку Земфиры «Северный ветер», и постановку по новелле нашей соотечественницы Дины Рубиной «Высокая вода венецианцев», и бенефис Сергея Маковецкого «Папа», и другие непохожие друг на друга представления.

Как решили удивить публику на этот раз? Собрав не менее пеструю программу на девять вечеров, где известная балетная и сюжетная основа сочеталась с современным прочтением, а театры из Швейцарии и Великобритании соседствовали с коллегами из России и Узбекистана.

Открыл фестиваль один из знаменитейших коллективов планеты – Балет Мориса Бежара в Лозанне, с 36-летней историей. Надо напомнить, что впервые они выступили тут пять лет назад тоже благодаря Фонду развития культуры и искусства. До сих в памяти осталось потрясение от их высочайшего уровня исполнительского мастерства, гармонии техники и экспрессивности. Три вечера наши зрители провожали ансамбль долгими стоячими овациями.

Превзойти первое впечатление сложно, но и в этом году балет ожидал теплый прием. В новую программу вошли четыре номера (как и в прошлый приезд, хотелось увидеть намного больше). Первый – авторства Жиля Романа, ученика Бежара, возглавившего коллектив после ухода основателя и регулярно пополняющего репертуар своими постановками. В их числе в феврале 2022-го появилась «Alors on danse…!» («И мы танцуем…!»). Он сочинил ее как коллекцию отдельных хореографических номеров, призванных передать саму радость танца с помощью двух десятков артистов. Отсутствие единой линии или ярких акцентов для кого-то могло быть преимуществом, а для кого-то – недостатком.

Далее следовали произведения самого Бежара – чувственные дуэты «Четыре прелюдии для виолончели» на музыку Баха и «Любовь и смерть» на музыку Малера, а венцом вечера стало прославленное «Болеро» Равеля. Впервые показанное в таком виде больше 60 лет назад, оно и сегодня интригует кажущейся простотой и минимализмом – единственная солистка (исполняющая роль достаточно отрешенной Мелодии) в центре круга из 18 мужчин (символизирующих ощутимо напряженный Ритм), чьи глаза устремлены на нее. Драматизм нарастает вместе с музыкой, пока не достигает бурной финальной разрядки.

Продолжение фестиваля обещало нечто неожиданное от Акрама Хана – британского танцовщика и хореографа бангладешского происхождения, который получил мировое признание. Кавалер Ордена Британской империи и лауреат многих престижных премий готовил постановки для своей труппы, Английского национального балета, Национального балета Китая, церемонии открытия Олимпийских игр-2012, работал с актрисой Жюльет Бинош, певицей Кайли Миноуг, группой Florence and the Machine и многими другими звездами.

Его коллектив впервые приехал в Ташкент, чтобы рассказать свою версию всем известной истории Редьярда Киплинга. Премьера «Книги джунглей в новом исполнении», состоявшаяся минувшей весной в Великобритании, стала для автора возможностью поговорить об экологических бедствиях. Семья его Маугли – девочки – вынуждена бежать из родной страны из-за изменения климата, но они оказываются разлучены. Героиня остается одна в городе, в котором на смену людям пришли звери. Так Акрам Хан хотел показать проблему глазами ребенка.

Результат оценили не все, включая и зарубежных театроведов. Постановка поначалу завораживает самой идеей и новаторскими техническими решениями – анимацией, визуальными эффектами, звуками природы и закадровыми голосами персонажей. Однако вскоре оказывается, что они не дополняют, а вытесняют саму хореографию. Итог – не классический и не современный балет, а спектакль с движениями. Постоянное озвучивание едва ли не всех сцен отвлекает внимание и вызывает вопрос: почему было не сделать этот же спектакль с артистами обычного театра? Ведь балет должен быть понятен или хотя бы интересен совсем без слов. Сложно было оценить талант именитого автора, когда самой хореографии не так много, она не замысловата и особо не запоминается. На подмостках чередовалось множество любимых с детства героев, но различить их индивидуальности по танцам было нелегко.

Часть публики ушла уже после первого акта. Но было немало и тех, кто остался доволен увиденным. Самое главное, вне зависимости от мнений, – сам факт приезда именитой труппы и шанс увидеть, в каких направлениях работают мировые театры сегодня. Это крайне важно для развития культурного процесса в нашей стране.

Приятным подарком стало возвращение еще одного знакомого коллектива – балета народного артиста России Бориса Эйфмана. Годом ранее он обрел тут немало поклонников благодаря спектаклю-урагану «Анна Каренина» и более сдержанной постановке «Роден, ее вечный идол».

Теперь же гости привезли свою трактовку другого классического романа – «Евгения Онегина», где хореограф попытался разгадать тайны русской души и поведения героев в новых обстоятельствах. А потому перенес действие в наши дни (премьера прошла в 2009-м) и переплел мелодии Петра Чайковского с рок-мотивами Александра Ситковецкого. Получилось? Да. «Говорящая» пластика и сценография, удачный «монтаж» сцен, слаженная работа и хороший технический уровень труппы помогли ей не только раскрыть актуальность оригинала в любую эпоху, но и в очередной раз покорить многих зрителей. Примечательно, что часть из них – люди с нарушениями зрения, ведь специально для них один из показов дополняло тифлокомментирование.

Как и минувшей весной, театр Эйфмана приехал с двумя спектаклями. Вторым стал «Эффект Пигмалиона» - трагикомедия на основе вечного сюжета о творце, влюбившемся в собственное творение. Под музыку Иоганна Штрауса-сына соединяются судьбы звезды бальных танцев Лиона и обитательницы городских трущоб Галы. Происходит преображение, но возможно ли закрепить его и преодолеть изначальную пропасть между двумя мирами? На эти вопросы стремился ответить хореограф, а вместе с ним и его подопечные.

Завершил фестиваль национальный балет «Лазги – танец Души и Любви», впервые показанный в сентябре 2021 года. Над ним трудилась специально приглашенная международная команда во главе с немецким хореографом Раулем Раймондо Ребеком и артисты Государственного академического Большого театра имени Навои. С тех постановку с успехом демонстрировали как здесь, так и за рубежом, в частности, в ОАЭ, Турции и Германии. Столь оригинальный балет-признание в любви родной культуре – отличный выбор для финала трехнедельного праздника высокого искусства.

Рамиль Исламов

Фото предоставлены Фондом развития культуры и искусства