$
 12848.38
27.91
 13512.64
42.17
 120.07
-2.19
weather
+26
Вечером   +14°

Интервью с Бахтиёром Эргашевым о ситуации в Афганистане: ответы на главные вопросы

главная 2

Директор Центра исследовательских инициатив «Ma'no», политолог Бахтиёр Эргашев поделился своей точкой зрения по поводу ситуации в Афганистане в интервью uz24.uz.

Политическая обстановка в Афганистане изменилась после прихода к власти представителей движения «Талибан», которое на протяжении многих лет является запрещенной организацией в ряде стран. Смена руководства произошла стремительно. Однако остается целый спектр вопросов. Как будет продолжаться сотрудничество между нашими странами? Что ожидать Узбекистану в перспективе от возможных изменений в соседнем государстве? Какие ключевые вопросы необходимо решить уже сейчас?


В интервью с экспертом мы вспоминаем также, как недавно участники Евразийского медиафорума из США, Пакистана, России, стран Центральной Азии обсуждали ситуацию в Афганистане, а также специалист рассказывает, почему на том мероприятии нельзя было прийти к единому мнению в диалоге и нужно ли было к нему стремиться.

В интервью Бахтиёр Эргашев, отвечая на другой вопрос, говорит, что наряду с отрицательными сторонами одним из плюсов предыдущего прихода к власти «Талибана» было стремление к безопасности, так как тогда «люди устали от войны всех против всех».

– Каждая группировка претендовала на власть. И в этих условиях приход талибов тогда приветствовался, потому что они принесли стабильность и смогли «успокоить» местных лидеров, которые развернули между собой войну, – говорит эксперт.

Он подчеркнул, что тогда ситуация с экономикой по-прежнему оставалась далека от идеала, так как для развития этой сферы нужны были в первую очередь специалисты, готовые не только озвучить целостную стратегию, но и реализовать ее.

Аналитик также выдвигает несколько причин, из-за которых в 2021 году представителям движения так быстро удалось прийти к власти. Бахтиёр Эргашев приводит оценку движению, назвав его антимодернизационном, жестко радикальным, фундаменталистским во главе с клерикалами», замечая, что его представители не способствовали модернизации Афганистану, но при этом отражали настроения сельского населения.

Еще одна причина – само правительство, по мнению эксперта, оказалось неэффективным и коррумпированным, не способным выдвинуть комплексную программу мер для придания импульса развитию страны. Он также не исключил внешний фактор влияния на ситуацию в Афганистане, а также сказал о недочетах при уходе из страны вооруженных сил Штатов.

Эксперт также ответил на вопрос, могли ли в Узбекистане предполагать возможность развития подобной ситуации в Афганистане, то есть смены власти.

– Позиция Узбекистана в отношении Афганистана была сформулирована еще в конце 90-х годов, которая заключалась в том, что страна придерживалась идеи о том, что военного решения проблемы нет, нужны политические консультации и соглашения, и территориальная целостность соседней страны не должна ставиться под сомнение. Узбекистан исходил из того, что «Талибан» является политической силой, одной из сторон противоборства в этой стране, а значит, ей надо дать возможность участвовать в политическом процессе. И даже форматы взаимодействия на международном уровне показывали, что Узбекистан всегда имел четкую точку зрения по Афганистану, – подчеркнул Бахтиёр Эргашев.

Он считает, что эйфория от обретения власти проходит и впереди – продовольственный кризис и ряд других проблем, которые не победить лозунгами, а наоборот, необходимо действовать планомерно, в том числе выстраивая сотрудничество на международном уровне.

Будут ли меняться ключевые взгляды по ряду вопросов представителей движения, какие сферы в Афганистане могут быть приоритетными для выхода из экономического кризиса, есть риски для нашего государства, существует ли положительный сценарий для развития ситуации в соседней стране – на эти и другие вопросы отвечает директор Центра исследовательских инициатив «Ma'no».