$
 12705.00
-6.0
 13543.53
5.04
 136.11
-0.2
weather
+26
Вечером   +14°

Фейки – зло, но им больше верят. Почему так происходит и что с этим делать – мнение специалистов

медиа главная

Участники XVII Евразийского форума обсудили тему фейковых новостей и попробовали прийти к общему знаменателю на сессии «Много информации, мало правды».

Прозвучала точка зрения, что несмотря на то, что журналисты уделяют внимание фактчекингу, выводят фальшивые новости за рамки медиапространства, их распространение актуально. Фейкньюс воздействуют на подсознание медийного потребителя, заключили участники.

Интересно, что спикеры затронули вопрос того, что искусственный интеллект принадлежит частным компания, которые могут настроить информационный поток под свой интерес. Это мнение перекликается с темой мастер-класса Эндрю Кина, который выступил днем ранее и высказал идею о том, что цифровизация пространства парадоксально привела к несвободе.

Директор по международным продажам Euronews из Германии Кьелл Штейн отметил недостаток медийной грамотности в обществе. Фейковые и искусственно созданные новости подрывают авторитет СМИ и доверие читателя.

– Каждый журналист в меру своей ответственности стремится следовать определенным стандартам, – сказала журналист, телеведущая, общественный деятель, автор YouTube-канала Ксения Собчак. – Если мы говорим о YouTube, то его контент отличается от ТВ – здесь меньше людей, проще съемка. Однако я никогда не жалею денег на отдельного человека, который занимается фактчекингом. У меня есть оптимизм по поводу фейкньюс. В первую очередь надо понимать, что их созданием занимаются профессионалы. Я верю в то, что это будет, как было раньше на уровне газет – когда все понимали, где желтая пресса, а где нет. За несколько лет рынок качественных новостей будет формироваться. То, что «бомбическим» считается сегодня, в будущем станет считаться фейком. Это правильная ситуация, и она будет развиваться.

– Дело в том, что абсурдным вещам верят, – выразила свое мнение главный редактор сайта Informburo.kz и программы «Информбюро» Анастасия Новикова. У нас была громкая история, когда один человек, рассказывал в интернете, что коронавирус распространяется с вертолетов. Против него возбудили уголовное дело, его наказали. Однако и после того, как истек срок его наказания, он продолжил распространять фейки. И его поддержали сотнями комментариев. Есть другой пример. Во время вакцинации от коронавируса появилось много предположений о ее вреде, которые повторяли взрослые, образованные люди. Сейчас в появлении фейкньюс все сходится к двумя вещам: недостаток правдивой информации, люди вынуждены домысливать. Второе: когда есть личный триггер – людей задевает то, что касается их самих. К этому списку я добавила бы еще одну важную причину – падение общего уровня образования в мире. Когда медики, профессиональные специалисты, не верят в вакцины, то это тоже серьезная проблема. Для того, чтобы бороться с ложными новостями, думаю, нужно бороться с их причинами.

Ксения Собчак в свою очередь не согласилась с тем, что дело в качестве образования. Она сказала, что соотношение образованных и необразованных людей стало заметнее с развитием интернета, когда у любого человека есть возможность высказать любое свое мнение в сети. Сейчас это стало очевиднее, чем это было ранее, добавила она. Также подчеркнула, что распространение ложной информации – обратная сторона демократии, когда большинство правит и решает.

В пример она привела конкретную ситуацию из своей практики:

«Мы сделали дебаты на нашем канале, взяли двух докторов наук, один из которых решил отстаивать мнение, что вакцинация – зло. Все его факты были опровергнуты во время дискуссии, было понятно, что на все, на что он опирается, это было несостоятельным. И все же. Как вы думаете, за кого проголосовало большинство в сети? Именно за него.

Думаю, большинство будет принимать нравящиеся им точки зрения. Если ты пообещаешь людям легкий путь в медиа или, например, политике, они пойдут за тобой», – прокомментировала Ксения Собчак.

Журналист, руководитель отдела международных новостей NTV из Турции Ахмет Ешилтепе сообщил, что в этой стране пришли к выводу, что статистика перепечатки и ссылок на фальшивые новости составляет 70 процентов по отношению к объективной информации. В политической пропаганде также наблюдали более чем стопроцентный рост ботов в сети, заметил Ахмет Ешилтепе.

– Сегодня репутация конкурента может быть уничтожена за счет фейкньюс. Эта практика распространена в сети. Выплески информации случаются спонтанно, а госсми не готовы к этому. На глобальном уровне в сфере на распространения фейкньюс тратят миллиарды долларов, – добавил он.

Региональный директор компании «Блумберг медиа групп» Тодд Баер подчеркнул, что на фоне всего сказанного предмет по медиаграмотности необходимо внести в школьную программу.

«Вы не можете заставить смотреть ваш продукт. К тому же, сегодня поток информации запредельный. Соцсети выдают тонны сюжетов, с чем не могут соревноваться традиционные СМИ», – подытожил Тодд Баер, делая ставку на обучение людей распознавать ложные новости.

Генеральный директор Первого канала, регион Евразия, основатель информационного портала zakon.kz Сергей Киселев предложил разумно регулировать и ввести юридическое преследование распространителей фейкньюс. Как только эта отрасль будет урегулирована законодательно, тогда появится порядок, заключил эксперт. «Наша задача как СМИ дать читателю разные точки ситуации. С фейкньюс нужно бороться тем, что опровергать их. Никакими запретами иначе не решить, пока нет единого инструмента регулирования. Задача СМИ предоставлять как можно больше разных позиций, а человек уже будет решать – что правда, а что нет», – предложил решение спикер из Казахстана.


Читайте также: