Вступление Узбекистана в ЕАЭС: какие преимущества есть у страны-наблюдателя?

мая 19 / 2020

alt

В  начале марта 2020 года правительство страны приняло решение внести на рассмотрение обеих палат парламента предложение об участии государства в Евразийский экономический союз (ЕАЭС) в качестве наблюдателя.

В Законодательной палате была создана рабочая группа по этому вопросу. Нижняя палата парламента одобрила решение это решение – 86 депутатов проголосовали «за», 32 – «против»,  14 воздержались. Верхняя палата парламента тоже поддержала вхождение страны в Евразийский экономический союз в качестве наблюдателя, за сотрудничество проголосовал 71 сенатор, против – 16 человек, четверо воздержались.  

Таким образом, 11 мая 2020 года Сенат одобрил вступление страны в Евразийский экономический союз в статусе государства-наблюдателя.

Что необходимо знать об ЕАЭС? Евразийский экономический союз — международное экономическое объединение. Его целью является проведение скоординированной экономической политики и создание зоны свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Договор об организации этого союза подписан в 2014 году и вступил в силу 1 января 2015 года. В настоящее время участниками объединения являются Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и РФ. Международная организация создана на базе Таможенного союза России, Казахстана, Беларуси и Единого экономического пространства.  

В 2015 году в ЕАЭС вступили Армения и Кыргызстан, Молдавия спустя три года получила статус наблюдателя. Китай, Иран, Вьетнам и Куба заключили с Евразийским экономическим союзом соглашения о Зоне свободной торговли. За сотрудничество с союзом в той или иной форме выступили около 50 стран.

В состав Высшего Евразийского экономического совета (ВЕЭС) входят главы государств ЕАЭС. Его созывают не реже, чем раз в год. Не реже двух раз в год собирается Межправительственный совет,  который включает председателей правительств стран-членов.

Постоянно действующим органом является Евразийская экономическая комиссия, спорные вопросы решает суд союза. Председательство в ЕАЭС переходит каждый год к следующей по алфавиту стране, а бюджет исходит из взносов государств-членов в российских рублях.

Форматы взаимодействия третьих государств с Евразийским экономическим союзом различны. Один из самых простых – это получение статуса наблюдателя. Договор о ЕАЭС от 29 мая 2014 года (статья 109) предусматривает, что любое государство вправе обратиться к председателю Высшего совета с просьбой о предоставлении ему статуса государства-наблюдателя. И далее Высший совет с учетом интересов развития интеграции и достижения целей Договора о Союзе принимает решение – принять или отказать.

Статус наблюдателя предоставляет возможность уполномоченным представителям государства-наблюдателя при Союзе присутствовать по приглашению на заседаниях, получать принимаемые на них документы, если они не конфиденциального характера. При этом нет возможности участвовать в принятии решений в органах ЕАЭС.

Одновременно договор устанавливает, что государство, получающее статус страны-наблюдателя при союзе, обязано воздерживаться от любых действий, способных нанести ущерб интересам объединения и его участникам, объекту и целям этого документа.

Государство, получившее статус наблюдателя в ЕАЭС, направляет своего постоянного представителя по месту нахождения Евразийской экономической комиссии. Это лицо имеет право поддерживать регулярные контакты с комиссией и ее органами от имени страны-наблюдателя.

Постоянный представитель содействует установлению и поддержанию регулярных контактов с соответствующими органами государства-наблюдателя по вопросам развития торгово-экономического сотрудничества, регулирования технических, таможенных, санитарных и фитосанитарных правил, других вопросов, входящих в компетенцию Комиссии, способствует диалогу и сотрудничеству во всех областях. Кроме того, статус наблюдателя позволяет изучить механизм и процедуры разрешения споров между государствами-членами судом ЕАЭС.

Отдельно следует отметить, что получение статуса наблюдателя не обязывает государство становиться членом международной организации в будущем. Вместе с тем, такая возможность позволяет более точно оценивать преимущества и недостатки присоединения, укрепить диалог с государствами-членами и, как следствие, принимать обоснованные решения.

Статус наблюдателя при ЕАЭС не предусматривает делегирование части экономического суверенитета наднациональным структурам союза.

Таким образом, Узбекистан в дальнейшем сможет глубже изучить функционирование уставных и договорных органов организации на практике, механизмы взаимодействия стран-членов и процессы принятия решения, ознакомиться с наработанной нормативно-правовой базой и правоприменительной практикой. 

Это также представляет интерес для отечественных отраслевых хозяйствующих субъектов, а также производителей. У них может появиться возможность изучить стандарты, технические, таможенные, фитосанитарные правила на пространстве ЕАЭС, усовершенствовать торговое взаимодействие.

Статус наблюдателя в рамках ЕАЭС никак не ограничивает права страны на интеграционные инициативы с другими экономическими объединениями и не влияет на наше экономическое сотрудничество на международном рынке. Государство будет иметь возможность нарастить опыт различных отраслей и раскрыть потенциал отечественной экономики, усилить эффективное взаимодействие в рамках интеграционных объединений. 

Лейла Бурханова, 

доцент Ташкентского государственного

юридического университета.

 

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *