Почему нужен закон о регулировании торговой деятельности в Узбекистане?

фев 24 / 2020

alt

Основа экономики любого государства - развитие торговой деятельности. В ряде государств этому направлению посвящены нормативно-правовые акты, регулирующие и определяющие требования к ее организации и осуществлению.

В Послании Президента Олий Мажлису определено, что в этом году наша главная задача заключается в обеспечении макроэкономической стабильности и сдерживании инфляции в процессе экономических реформ. В этом направлении осуществлен ряд мер - в настоящее время для обеспечения порядка на рынке алкогольной и табачной продукции начато внедрение системы цифровой маркировки товаров. В последующем такую же систему мы будем использовать и в сфере оборота фармацевтической продукции.

Кабинету Министров поручено взять под особый контроль проект внедрения цифровой маркировки и онлайн-касс, который осуществляется за счет прямых инвестиций в размере 200 миллионов долларов. «Открытый рынок диктует необходимость повышения качества продукции, снижения себестоимости, привлечения новых технологий, продвижения рыночных реформ», отметил глава государства.

Будет изменена система лицензирования предпринимательской деятельности. В связи с этим Министерству юстиции, Торгово-промышленной палате, Бизнес-омбудсману в срок до 1 марта 2020 года поручается кардинально пересмотреть основания для выдачи лицензий и разрешений и внести предложения по их сокращению по меньшей мере в 2 раза. Отмечено, что следует разработать проект Закона «О малом и среднем бизнесе», предусмотреть в нем критерии этих категорий участников бизнес-пространства, а также механизмы стимулирования субъектов.

Большое внимание должно быть уделено искоренению «теневой экономики», серьезно препятствующей проведению реформ, поэтому Кабинету Министров поручено проанализировать факторы ее возникновения и утвердить программу противодействия. Одним из эффективных мер может стать принятие Закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Республике Узбекистан», который не только бы определил ее основы в стране, но и установил требования к организации и осуществлению торговой деятельности.

Разработка и утверждение такого закона способствовала бы развитию сферы, в том числе:

- обеспечению доступности товаров для населения, формированию конкурентной среды;

- поддержке национальных производителей продукции;

- обеспечению соблюдения прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность, поставки, в том числе для продажи или перепродажи;

- балансу экономических интересов указанных хозяйствующих субъектов. 

Целесообразно законодательно представить определение термина «торговая деятельность», под которой понимается вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров, а также значения оптовой и розничной торговли.

Так, под оптовой торговлей понимается вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности, в том числе для перепродажи или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием. Розничная же торговля — приобретение и продажа товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

На законодательном уровне необходимо закрепить и деление торговых объектов на стационарные и нестационарные. Так, к первому виду относятся объекты, прочно связанные с землей, фундаментом здания и присоединенные к сетям инженерного технического обеспечения.

Нестационарными считаются объекты, представляющие собой временное сооружение или конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение. Обратите внимание, что при подсчете территории торгового объекта берется площадь помещений, отведенных не только для торговли, но и для размещения товаров.

Ключевым понятием закона должен быть термин «торговая сеть». Это совокупность двух и более торговых объектов, которые находятся под общим управлением, или совокупность продукции, которая используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации.

Также необходимо закрепить определение понятию «продовольственные товары». Так, под ними следует понимать продукты в натуральном или переработанном виде, находящиеся в обороте и употребляемые человеком в пищу (в т. ч. продукты детского, диетического питания, бутилированная питьевая вода, алкогольная продукция, безалкогольные напитки, жевательная резинка, пищевые и биологически активные добавки).

Целями разработки и принятия  закона о регулировании торговой деятельности станут:

- содействие развитию и совершенствованию этого направления в  стране;

- обеспечение условий для интеграции Узбекистана в мировую систему торговли;

- повышение конкурентоспособности отечественных товаров,

- содействие устойчивому развитию экономики государства, обеспечение продовольственной безопасности и другие.

В настоящее время правовое регулирование отношений в области торговой деятельности осуществляется Гражданским кодексом, Законом  «О защите прав потребителей», другими нормативно-правовыми актами.

Лейла Бурханова, доцент Ташкентского

государственного юридического университета.

Эдуард Эгамбердиев, преподаватель ТГЮУ.