А на самом деле... Командир экипажа самолета

янв 28 / 2020

alt

Ровно 28 лет назад образована Национальная авиакомпания «Узбекистон хаво йуллари» (ныне «Uzbekistan Airways»). О ее достижениях - пополнении парка самолетами, включении в официальный реестр операторов IOSA, подтверждающий ее интернациональный статус безопасного авиаперевозчика, неоднократных победах среди международных авиакомпаний и многом другом -  говорилось не единожды. Поэтому в этот день мы решили отойти от привычного и побеседовать непосредственно с одним из тех, кому доверяем свои жизни в полете, - командиром воздушного судна «Boeing 787» Улугбеком Ишмухаммедовым.

Улугбек - потомственный пилот. Пошел по стопам отца. В авиакомпании работает с 2002 года. За спиной у него более девяти тысяч часов налета. В нашем интервью Улугбек ответит вопросы о том, может ли спать пилот во время полета, что на обед у командира судна, как происходит посадка лайнера в сложных условиях и зачем нужен второй пилот.

alt

- За кем последнее решение в полете?

- За безопасность и исход каждого полета несет ответственность капитан, поэтому все его соответствующие права и обязанности расписаны в Воздушном кодексе РУз. Согласно этому документу командир воздушного судна имеет право:

  • принимать окончательное решение о вылете, полете и посадке воздушного судна, а также прекращении полета и возращении в пункт вылета или о вынужденной посадке;
  • в пределах своей компетенции отдавать любому лицу, находящемуся на борту воздушного судна, распоряжения, которые подлежат беспрекословному выполнению;
  • принимать все необходимые меры, вплоть до применения оружия, к лицам, которые своими действиями создают непосредственную угрозу безопасности полета и не подчиняются его распоряжениям;
  • сливать в полете топливо, сбрасывать багаж, груз и почту, если это необходимо для обеспечения безопасности полета и посадки воздушного судна.

- Можно ли обычному пассажиру входить в кабину пилота?

- Пассажирам в кабину пилотов входить запрещено. Это требование авиационной безопасности.

- Как происходит посадка самолета в сложных условиях?

- Обычно такими являются условия, усложнившиеся погодными явлениями (туман, ливневые осадки, сильный ветер и т.д.). К примеру, при густом тумане, когда видимость ограничена, производится автоматическая посадка. При сильном боковом ветре бывает, что уходим на второй круг. Все зависит от конкретной ситуации. Могу сказать, что каждый возможный случай отрабатываем на специальных тренажерах. 

Почему не парашюты?

- Зачем в самолете спасательные жилеты, если вероятность нормально сесть на воду практически нулевая? Почему бы не снабдить всех парашютами?

- Лайнеры должны быть оборудованы спасательными жилетами на случай аварийной посадки на воду. По поводу того, что вероятность сделать это практически нулевая, хочу привести в пример случай, произошедший 15 января 2009 года. Тогда лайнер «Airbus A320-214» авиакомпании «US Airways» выполнял плановый рейс. Но через полторы минуты после взлета столкнулся со стаей птиц, после чего у него отказали оба двигателя. Благодаря опыту и профессионализму экипажа самолет благополучно посадили на воду реки Гудзон. Все пассажиры, включая членов экипажа, остались живы.  В народе этот прецедент прозвали Гудзонское чудо.  А теперь представьте, если бы на тот момент на борту не оказалось спасательных жилетов! Что касается отсутствия парашютов, на это есть несколько причин. Во-первых, на той высоте, куда поднимается самолет, за бортом нежизнеспособные условия: температура - от минус 40 до минус 60, кислорода практически нет. Во-вторых, чаще всего аварии происходят во время взлета или посадки, а значит, парашюты в этом случае уже не помогут. В-третьих, паника. В ситуациях, угрожающих жизни, когда начинается паника, многие ли смогут с ней совладать? Правильно надеть парашют и организованно проследовать к месту прыжка? И подобных причин множество.

Выключаем гаджеты!

- Почему при взлете необходимо выключить различные гаджеты (смартфоны, ноутбуки и т.д.)? Неужели они могут нанести реальный вред самолету?

- Электронные устройства действительно могут причинить вред. Имело место несколько случаев, когда в воздухе из-за батарей девайсов происходили возгорания. Именно поэтому при прохождении регистрации батареи различных приборов нельзя сдавать в багаж. Их надо брать с собой как ручную кладь, чтобы в случае чего можно было потушить. А настоятельно выключать устройства просят потому, что вызов телефона при звонке создает помехи в радиоэфире пилота.

Что едим и когда спим?

- Зачем нужен второй пилот, кроме очевидной ситуации, когда первый «вышел из строя»?

- Оба пилота контролируют друг друга. Представьте себе, что в кабине один капитан, он может ошибиться. А кто ему поможет? Кто его исправит?  Два пилота в кабине работают как единое целое, что уменьшает риск человеческого фактора.

- Может ли пилот спать во время полета? Если да, то в каких случаях?

- При полетах в Нью-Йорк. Так как перелет длинный, в этом рейсе всегда задействованы два экипажа. В воздухе мы чередуем наш отдых.

- Что едят пилоты? Это какие-то специальные блюда?

- Пилоты едят разные блюда, чтобы снизить риск отравления. Кроме того, через 30 минут после приема пищи одним пилотом начинает трапезу другой. Специальных блюд нет, но есть меню, которое предоставляет нам кейтеринг - цех бортового питания.

- Какое образование необходимо, чтобы стать пилотом?

- Тот, кто мечтает стать пилотом, обязательно должен знать физику, математику и английский язык. Раньше мы обучались в России. Теперь это возможно и у нас - на базе учебно-тренировочного центра. После окончания технического вуза необходимо сдать документы в наш центр и, пройдя медицинскую комиссию, получить допуск к экзамену. Учеба длится два года.

- Что бы вы пожелали в этот особенный день своей авиакомпании?

- Не останавливаться на достигнутом и стремиться к еще большим высотам.

alt

P.S.

Согласно Указу Президента страны "О мерах по кардинальному совершенствованию гражданской авиации Республики Узбекистан" Национальная авиакомпания «Узбекистон хаво йуллари» с 1 ноября 2019 года продолжает свою деятельность как акционерное общество "Uzbekistan Airways". 

Сегодня лайнеры авиакомпании регулярно летают по более чем 60 направлениям в страны Европы, Азии, Америки, выполняют чартерные рейсы на все континенты земного шара. Только лишь за истекшие два года освоены новые направления в Мумбаи, Владивосток, Джакарту и Тбилиси, налажены регулярные рейсы в Джидду. С апреля этого года "Uzbekistan Airways" начнет осуществлять регулярные рейсы в Мюнхен.

В феврале 2020 года ожидается поставка шестого авиалайнера Boeing 787 Dreamliner, с получением которого Узбекистан станет ведущим эксплуатантом данного типа самолетов в СНГ.

 

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *