Зафар Хашимов разъяснил, как введение НДС влияет на цену товара для конечного потребителя

янв 06 / 2019

alt

На своей странице в социальной сети Facebook владелец сети супермаркетов Korzinka.uz постарался разъяснить, как повлияет введение НДС на розничные цены, на примере пачки чая. 

По его словам, новая налоговая система, в основном своём объёме, не способствует росту цен, а в некоторых случаях позволяет даже снижать цены за счёт снижения налоговой нагрузки.

Ниже приводим полный текст поста:

Мой пост про то, почему ввод НДС не обязательно вызывает рост цен вызвал вал обсуждений.
 
Многие читатели и комментаторы, прислушиваясь внутреннему голосу собственной логики, не могут понять, как же введение налога на добавленную стоимость может не повлиять на рост цен товара. 
Логика эта проста: предприятия не платили НДС и вдруг стали. Откуда же взяться теперь этим 20% налога, как не с кармана потребителей за счёт увеличения цены.
Понравился один вопрос в комментарии под одним из моих постов. Звучал он примерно так: "вот стоил чай, скажем 5000 сум, теперь вы должны платить с него НДС 834 сума. Уверен, вы добавите этот налог на цену и чай теперь станет 6000 сум". 
Ну, во- первых, если бы это было так легко добавить на цену 20% и продавать, цена на чай давно была бы 6000 сум. Поймите, цена на товар не стоит столько, сколько хочет получить продавец. Любой предприниматель старается максимизировать свою выгоду, такова природа бизнеса, но его ограничивает рынок. Цена даже не совсем зависит от стоимости, по которой этот товар обходится предпринимателю. Цена это то значение, которое покупатель готов заплатить за этот продукт. Так вот, если чай стоял на полке по цене 5000 сум до этого момента, то дело было не в том, что продавец не хотел выручить за этот чай больше, а в том, что покупатель не готов был за него заплатить больше данной цены. Причина в том, что так сложилось равновесие спроса и предложения на рынке.
На этой ноте хочу перевести читателя с таких абстрактах, но тем ни чуть не менее фундаментальных понятий теории рыночной экономики, как теория цены, как точка равновесия спроса и предложения на более конкретные выкладки.
 
Итак, почему цена на чай не повысится, а, возможно, даже немного понизится.
 
Вернёмся к примеру чая за 5000 сум за пачку.
Зададимся вопросом, какие налоги сидели в той цене 5000 сум. НДС не появился прямо сейчас, он всегда существовал, хоть и несколько "за кулисами". Тот же чай, скажем, импортировался. Таким образом чай, который, допустим, в переводе на сумы стоил при импорте 3000 сум облагался НДС в 600 сум. Импортёр- торговая организация получив чай по себестоимости уже в 3600 сум, продавал его нам, рознице, по цене 4200. При этом импортёр платил единый налог в 5% от всей цены или 210 сум. Обратите внимание, сумма налога в цене товара стала уже 810 сум. Теперь уже мы, продавая чай потребителям по 5000 сум, платили единый налог 4% или 200 сум. Выходит, до конца прошлого года, в цене чая, который стоил 5000 сум совокупный налог был 1010 сум. Благодаря вводимому в действие сквозному НДС, когда все участники цепочки платят в совокупности только 20% НДС, сумма совокупного налога в цене товара снизилась теперь с 1010 сум до 834 сум. Мой вопрос, с чего, при таком снижении налоговой нагрузки, расти цене? 
Задайтесь ещё одним вопросом, разве, будучи опытным розничным оператором, стал бы я защищать налоговую систему, которая приводила бы к повышению цен? Конечно, нет. Ведь это привело бы к снижению продаж и потребления, снижая наши обороты и доходы.
Наши надежды и чаяния от этих реформ заключаются именно в снижении налоговой нагрузки в составе цены на продукцию. 
Мы проводили подробный анализ по всем товарам до вступления в силу новых изменений. Так вот, средневзвешенное значение всех налогов, в совокупности, в цене товаров была выше 23%. Потребители, даже не подозревая об этом, как в вышеуказанном примере с чаем, платили эти налоги при каждой покупке. Новые реформы позволяют снизить это значение совокупного налога в цене товара до 16,67%. Разумеется, это позволит снизить цену ряда товаров на полках розничных магазинов. Именно поэтому мы ратуем за эти перемены.
Своей миссией в написании всех этих постов я вижу в том, чтобы донести до потребителей, и, прежде всего, предпринимателей сущность проводимых преобразований. 
Я должен здесь заметить, что лично не могу сказать, что полностью и по всем направлениям удовлетворён данными преобразованиями. Одним из таких несовершенств налоговой системы является отсутствие НДС и возможности зачёта по сельскохозяйственной продукции. Именно поэтому Правительство, с целью недопущения роста цен, опубликовало восемь видов продукции, по которым не будет начисляться НДС: мясо, яйца, рис, рыба, картофель, лук, сахар, хлебо-булочная продукция. Но ведь отечественная сельхозпродукция не исчерпывается только этим списком. То есть, отсутствие НДС по этим позициям при закупке потенциально приведёт к росту цен на овощи, фрукты и молочную продукцию. Хорошим решением здесь было бы внедрение практики НДС и в сельском хозяйстве. Сейчас сельхозпроизводители платят много НДС в составе закупаемых ими сырья и материалов, но не могут при этом принять эти оплаты в зачёт при продаже и весь этот налог относят на свою себестоимость. 
Но, несмотря на все эти недочёты, считаю, что действовавшая ранее налоговая система, кто бы ее не придумывал, создавал и поддерживал, была настолько ущербной и тупиковой, что она успевала одновременно, как ложиться большим бременем на наши цены и тормозить развитие всей экономике, так и поощрять безработицу и наказывать любой рост. 
Поэтому, по сравнению с прошлой системой, новая система, даже с учётом всех своих несовершенств, гораздо лучше старой.
И ещё один вопрос: Могут ли цены расти после налоговой реформы. Разумеется, да. Если бы цены росли только от налоговых реформ, то за 27 прошлых лет цены оставались бы строго стабильными. 
Что я утверждаю здесь- это то, что новая налоговая система, в основном своём объёме, не способствует росту цен, а в некоторых случаях позволяет даже снижать цены за счёт снижения налоговой нагрузки.
Спасибо за то, что дочитали пост до конца.

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *