Чем грозит «Ильхому» очередное «наступившее понимание»?

фев 13 / 2020

alt

Как так вышло, что здание театра Марка Вайля «Ильхом» превратилось в лакомый кусочек для предпринимателей? 1800 квадратных метров в центре города – это говорит о многом для тех, кто решил найти дополнительный источник дохода. Давайте говорить прямо: «прибыль» этого театра нельзя измерить валютой или золотыми слитками. Вклад в развитие культурной жизни страны, международное сотрудничество, повышение имиджа Узбекистана благодаря участию на зарубежных площадках – все это оказалось пустым звуком для тех, кто решил продать этот островок творчества. Не продешевили ли торговцы культурным достоянием Узбекистана?

«Во что мы с вами превратились?» Этот вопрос руководителя ансамбля «Омнибус» Артема Кима был скорее риторическим. Прозвучавший под занавес мероприятия, он отражал как ситуацию с театром «Ильхом» - в частности, так и результаты современной погони за призрачной прибылью - в целом. Что будет с театром в будущем? На этот сложный вопрос попытались ответить на конференции, в которой приняли участие СМИ, блогеры и общественность.

Ранее представителей театра попросили освободить помещение. Открытое письмо представителей «Ильхома» вызвало широкий резонанс. Конференцию по этому поводу художественный руководитель театра Борис Гафуров начал с того, что кратко обрисовал ситуацию, которая уже несколько дней не сходит с инфоповестки.

- 7 февраля получили письмо от СП ООО «OFELOS PLAZA», в котором говорилось о полной реконструкции здания, где расположен театр. Такой месседж вызвал шквал вопросов, на которые вначале нам не отвечали. Ровно до того момента, пока ситуация не получила общественную огласку.

Надо отдать должное министру культуры Озодбеку Назарбекову, к которому представители театра обратились с просьбой поддержать коллектив. Руководитель лично встретился с участниками спорной ситуации. Со стороны министерства заявлено, что вопрос под контролем и он решается.

- Впервые происходит диалог театра с государством. Мы с министром культуры не разговаривали столько за все время, сколько это было за один день, - отмечает Борис Гафуров.

Устно пришли к соглашению о том, что театр остается и после реконструкции возвращается в свой «дом». Для театра все это условно и вызывает много вопросов, которые касаются продолжительности строительных работ, стабильности гарантий, того, будет ли иметь заключенный договор обратную силу. Документ с предыдущим владельцем здания действует до 2023 года. Или действовал? Выходит, что владельцам «закон не писан» и юридическая сторона вопроса не важна?

Вспомним слова ректора Университета журналистики и массовых коммуникаций Шерзода Кудратходжаева, который призывал определиться, на чьей стороне СМИ: «Вы за демократию, неприкосновенность частной собственности, защиту интересов инвесторов, или же сторонники силового решения хозяйственных споров со стороны государства?» (Полный текст здесь).

alt

Конечно, на тот момент о всех подробностях, в том числе игнорировании предыдущих юридических договоренностей топикстартер не мог знать. Равно как и о многих других нюансах. Так и сейчас многие даже не догадываются о том, кто именно стоит за всей ситуацией с театром «Ильхом». Вероятно, человек, представлявший СП на конференции, не несет полной ответственности за случившийся инцидент. Тогда зачем направили специалиста, который отвечал только «без комментариев» и «обратитесь к нашим юристам»?

Один из учредителей ООО «OFELOS PLAZA» Ольга Шаврина заметила, что «о выселении театра речи не шло. Будет построено современное здание, отвечающее всем требованиям». Этим сообщение она явно удивила представителей театра, которые в письме черным по белому прочитали слова о просьбе освободить помещение. Других уточнений не было.

Она назвала себя поклонницей театра и добавила, что «по всем моментам будем вестись диалог». Формат совместного документа не определен. Если О. Шаврина назвала его соглашением о намерениях, то представитель Министерства культуры добавила, что туда будет включен договор. Видимо, нужно время, чтобы разобраться в терминах.

Представители театра были более свободны в плане выражения своих идей. Собственно, как и всегда на протяжении всей работы с 1976 года.  

- Мы знаем, за кого мы боремся. Наша команда - около 80 человек, - говорит заместитель директора театра Ирина Бхарат. – Вся эта история сложная для нас, потому что непонятно, что будет происходить в дальнейшем. Когда принималось решение о передаче здания, нам не сообщили. Раньше (с предыдущими владельцами) такой диалог был. Здание передано нам в 1976 года государством. Здесь находятся стены, которые пропитаны духом и энергией людей, работавших в театре - педагогов, отечественных и зарубежных мастеров.

Представитель Министерства культуры Мавлуда Аскархужаева подчеркнула, что руководство СП выразило поддержку, им жизнь театра небезразлична.

Однако странным было заявление о намерения провести реконструкцию здания и заявление о том, что «его эксплуатация опасна для жизни». Во время реконструкции хотят добавить несколько этажей и превратить здание в бизнес-центр. Его проект не был представлен, количество этажей постоянно менялось в ходе беседы – то их было 5, затем 6. Представитель общественности Тулкун Газиев, справедливо заметил, что такой масштаб можно было назвать строительством, а не реконструкцией. Он также отметил, что театр - «жемчужина» страны».

Представитель Минкультуры отметила, что идут переговоры с хокимиятом, решается вопрос расположения места, где будет находиться театр на время реконструкции. Ожидаемый период, как и количество этажей, разнится – от полутора до двух лет. Здание будет перестроено, но театр займет свое место, отмечено на конференции.

Директор театра Игорь Ратанов поблагодарил ООО в лице Ольги Шавриной за «наступившее понимание и движение по пути к решению вопроса». Это не первый конфликт интересов. Ранее также были заключены договоры на 10 лет с правом пролонгации. Затем – еще один подобный документ. Гостиницу «Шодлик» реконструировали, поэтому одно время зрителей проводили не через центральный, а пожарный выход. Театр жил в разные исторические периоды, здесь ставили спектакли, открыли школу для будущих актеров, творческий коллектив участвовал в международных конкурсах. И сейчас планы расписаны на годы вперед. На очереди - спектакль «Завтра», который впервые увидят зрители на этих выходных. «Мы не подозревали, до какой степени красноречивой может быть наша премьера», сказали на конференции.

Кроме того, запланированы Дни современной немецкой драматургии, будут показаны три спектакля-читки. Директор Института Гёте в Ташкенте Ян Хелфер рассказал, что в апреле также намечен совместный проект – концерт с зарубежными музыкантами, который станет продолжением сотрудничества института с театром.

- «Ильхом» является сокровищем Узбекистана, - говорит Ян Хелфер. - Театр известен на международном уровне. В плане искусства он является неповторимым. После прошедшей конференции мне трудно оценить правовые стороны вопросы. К сожалению, это не выяснилось в ходе встречи. Я стал свидетелем того, что множество людей хотят сохранить театр. Представитель Министерства культуры подарила «искорки надежды». Надеюсь, все же найдут решение, чтобы сохранить театр.

Юлианна Мороз