$
 12683.99
35.87
 13647.97
25.94
 139.24
0.82
weather
+26
Вечером   +14°

Молодежка наверстывает упущенное

тюз

Субботним вечером по нью-йоркскому времени (в Ташкенте уже наступило воскресное утро) Государственный Молодежный театр Узбекистана показал свой новый спектакль «Сны Гамлета» на I Международном онлайн-фестивале русских театров Brooklyn Bridge (США). Форум, объединивший артистов из США, Израиля, России, Украины, Молдовы, Армении и нашей страны, — удачное завершение 93-го сезона, который оказался для столичного коллектива богатым на интернациональные проекты.

После паузы

Годом ранее здесь было затишье, после которого сложно вспомнить хотя бы одну яркую премьеру. Зато с осени артисты словно спешили наверстать упущенное, а помогали им специально приглашенные зарубежные режиссеры. Непривычным стало даже открытие сезона – после шестимесячного карантина, в самом конце октября. По этому случаю перед зданием театра устроили open air группы «Крылья оригами».

Уже в ноябре артисты достойно представили Узбекистан на II Фестивале русских зарубежных театров, организованном в Москве Министерством культуры, Союзом театральных деятелей, Росконцертом и Академией народной музыки России.

На сцене театра «Современник» Молодежка сыграла комедийную постановку заслуженного деятеля искусств Наби Абдурахманова «Лекарь поневоле» по пьесе Мольера. По словам участников, зал был переполнен. Наша делегация участвовала также в конференции о развитии русских театров за рубежом и их сотрудничестве, круглом столе «Русский театр. Проект будущего» и образовательных мастер-классах.

Осенью коллектив собирался показать спектакль «Первая любовь Ходжи Насреддина» на XXI Международном Волковском фестивале в Ярославле и на гастролях в соседней Ивановской области. Однако эти мероприятия были отменены из-за ухудшения эпидемиологической обстановки в этих регионах.

Декабрь принес первую премьеру – традиционную новогоднюю сказку для детей «Морозко».

Музыкальную историю по мотивам русской народной сказки поставил директор театра Хасан Салихов, а художники подобрали зимнее оформление сцены и красочные наряды героев.

Юбилярам не до покоя

В том же месяце состоялся предпремьерный показ нового спектакля, история которого требует отдельного внимания. Осенью 2019-го в Ташкенте побывали представители Тбилисского государственного академического русского драматического театра имени А. Грибоедова, которые привезли спектакль «Я – Николай Гумилев!» как раз на эту сцену. Тогда и возник план поработать вместе с его режиссером Левоном Узуняном. С прошлого года, еще в разгар карантина он начал через Zoom репетировать новую постановку с ведущей актрисой Молодежки – заслуженной артисткой Узбекистана Фатимой Режаметовой.

Так родился ее юбилейный бенефис – моноспектакль «Я люблю и любима» по мотивам пьесы «Оркестр» французского драматурга Жана Ануя. Инсценировку (идея Майи Гафуровой) делали специально для нее. Музыку к постановке написал бывший коллега актрисы Альберт Халмурзаев, работающий ныне в России, а пластический рисунок придумала заслуженная артистка Узбекистана Малика Искандарова.

Неожиданно откровенная история 1959 года об оркестрантках, выступающих на неизвестном курорте, ожила благодаря вневременным образам, помогающим погрузиться в психологию человека и его поступков. Сама Фатима Режаметова назвала постановку подарком судьбы в те дни, когда весь мир оказался взаперти и в состоянии неопределенности. Это, пожалуй, лучшая новая роль актрисы в театре за последние годы. Она одна мастерски играет сразу шесть абсолютно разных героинь, перевоплощаясь в них за доли секунды. Все сценические атрибуты не так важны, когда так интересно наблюдать за самой исполнительницей – за словами, выразительной мимикой и не менее говорящим языком тела. Для каждой роли Фатима Режаметова нашла свой подход, потому моноспектакль оказался настоящей удачей для нее и всего театра. Это особенно приятно, ведь в этом году актриса отмечает 30-летие работы на родной сцене.

В феврале прошла не только полноценная премьера «Я люблю и любима», но и творческий вечер еще одного юбиляра – актера, поэта и драматурга Александра Колмогорова, которому исполнилось 70 лет. В десять лет он стал диктором столичного радио, позже отучился в студии при театре имени Горького и на филфаке ТашГУ, работал на телевидении, снимался в фильмах Шухрата Аббасова, Эльера Ишмухамедова, Рауфа Кубаева, опубликовал четыре сборника поэзии и прозы. Но главное – 46 лет службы на сцене Молодежки, «Ильхома», Ташкентского государственного театра музыкальной комедии (оперетты), театрах Москвы и Ростова. Поздравить юбиляра собрались друзья и коллеги, некоторые из которых даже разыграли фрагменты из спектаклей с его участием.

Энергетический выброс

Еще одним успехом обернулась мартовская новинка – «Сны Гамлета» по пьесе немецкого драматурга Нины Мазур, вдохновленной бессмертным произведением Шекспира. Режиссер (она же художник по костюмам) Камилла Абдурахманова создала необычный психологический триллер, оттеняемый элементами нуара и рока. Сделать его атмосферным помогли и выразительные наряды, и запоминающаяся сценография, и мрачная музыка, и, конечно, хореографические вставки (балетмейстер – Анна Тренина).

Здесь сложно понять, когда и где происходит действо: в старину в королевском замке, в наши дни на приеме у психотерапевта или вовсе во сне? Но всегда на первом плане остаются экзистенциальные вопросы, не дающие покоя герою, роль которого более чем убедительно сыграл молодой актер Анастасис Димиропулос. Изначально это должен был быть моноспектакль, и харизматичный артист показал, что может вытянуть всю постановку сам. За этот энергетический выброс можно простить затянутость некоторых общих сцен. Яркая Гертруда Афсоны Азимовой, Офелия Шахзоды Валиевой и другие персонажи стали скорее фоном для метаний нашего Гамлета. И это стоит посмотреть. Неудивительно, что постановку отобрали для нью-йоркского фестиваля, упомянутого в самом начале материала.

Впереди – две премьеры

Следующая премьера тоже обещала быть громкой. Фонд развития культуры и искусства при Министерстве культуры и сам театр пригласили сюда известного режиссера, заслуженного деятеля искусств России Дмитрия Астрахана. Знакомство с ним состоялось в ноябре на том самом московском фестивале, упомянутом в начале статьи. А уже с февраля он начал тут репетиции спектакля «Леди на день» по пьесе Олега Данилова.

Это его своего рода коронная постановка, которая шла уже во многих театрах и даже превратилась в фильм 2002 года. В Ташкенте она собрала звезд всех поколений Молодежки – Лейлу Сейд-Оглы и Ферузу Рахматову в главной роли, Бабура Юлдашева, Анвара Картаева, Азата Бекмуратова, Фатиму Режаметову, Обида Абдурахманова. Закрытый предпоказ оценили хорошо. Увы, прямо перед майской премьерой объявлено об усилении карантинных ограничений и отмене всех спектаклей. Поэтому увидим «Леди на день» уже в новом сезоне.

Пришлось отложить и другую постановку еще одного приглашенного режиссера. С конца марта давний друг театра Игорь Качаев – заместитель декана факультета актерского искусства и режиссуры, доцент Российского государственного института сценических искусств – работал здесь над спектаклем «Превращение» по повести Франца Кафки. Он тоже собрал большой актерский ансамбль во главе с Анваром Картаевым в роли Грегора, а в качестве художника-постановщика и художника по костюмам привлек соотечественниц Марию Медведеву и Нику Велегжанинову. Премьера намечалась на июнь.

Впрочем, ожидания на будущее связаны не только со спектаклями. Еще в апреле в Молодежке побывал министр культуры Озодбек Назарбеков. Он осмотрел здание, построенное в 1937 году и крайне нуждающееся в капитальном ремонте, после чего встретился со всем коллективом. Министр поблагодарил сотрудников за преданность любимому делу даже в столь неприглядных условиях и отметил творческие успехи театра, включая аншлаги на многих спектаклях. Общение не было односторонним: прошло живое обсуждение таких проблем, как приобщение к сценическому искусству нового поколения и широкой аудитории, укрепление материально-технической базы и другие. Тогда и стало известно о планах начать в этом году реконструкцию здания. Еще одна хорошая новость в копилку Молодежки.

Рамиль Исламов

Читайте также: