$
 12844.21
-11.72
 13508.26
-62.46
 127.35
-0.81
weather
+26
Вечером   +14°

От Моцарта до Россини: сезон оптимизма в Большом

главная 2

Uz24 продолжает подводить итоги довольно необычного театрального сезона. До этого отмечали особенности юбилейного года в "Ильхоме". На очереди — Государственный академический Большой театр оперы и балета имени Алишера Навои.

Осень

Большой вступил в свой 91-й сезон с двумя ощутимыми потерями – прошлым летом ушли из жизни главный художник Зубайдулло Батыров и дирижер, композитор Анвар Эргашев, бывший одно время худруком театра. Дань уважения их памяти коллектив отдал на самых первых за полгода встречах со зрителем – сентябрьских гала-концертах, посвященных открытию сезона.

Карантинные ограничения стали накладывать отпечаток и на рассадку публики, и на афишу ГАБТа. Осенью спектакли шли не так часто, как раньше, да и продолжительность их была ограничен полутора часами – с учетом санитарно-эпидемиологических требований. Конечно, не каждую постановку можно безболезненно сократить на такой манер. Чтобы выйти из ситуации, артисты начали чаще устраивать сборные выступления – концерты молодых солистов оперы, романсов и лирики, балета.

Уже в ноябре публике презентовали премьеру – «Вива, Моцарт!». Заслуженный деятель искусств режиссер Андрей Слоним создал композицию из двух частей – одноактного зигшпиля «Директор театра» и логически с ней связанного дивертисмента из других опер великого композитора: «Свадьба Фигаро», «Волшебная флейта» и «Дон Жуан». Изначально жизнерадостную постановку об объединяющей силе искусства показали в музыкальной гостиной ГАБТа, а в феврале она перекочевала на большую сцену.

В репертуаре Большого традиционно преобладают драматические и трагические оперы, на фоне которых комическая «Директор театра» смотрится непривычно. Хотя она и раньше шла на ташкентской сцене. Теперь вернулась по случаю празднования 265-й годовщины со дня рождения Моцарта и стала приятным подарком в разгар пандемии. Было заметно, с каким удовольствием и самоотдачей играют артисты, получившие в свое распоряжение множество забавных ролей. Особенно впечатлили три опытные ведущие солистки Гульнар Альджанова, Анжела Мухаметзянова и Лятифе Абиева, демонстрировавшие не только вокальные, но и актерские способности.

Зима

Из-за пандемии две премьеры случились и у оперы «Фауст» Шарля Гуно, которую также давно хотели вернуть на сцену (в ГАБТе ее можно было увидеть с перерывами с 1954 до 2010 года). В декабре мы увидели концертное исполнение – с артистами, стоящими поодаль друг от друга, и без знаменитой массовой хореографической сцены «Вальпургиева ночь». Воспринимать такой вариант оказалось непросто, тем более что даже в сокращенном виде он длился три часа.

Только спустя пару месяцев театр показал полноценный спектакль заслуженного работника культуры режиссера Сергея Каприелова, где соединились вечные вопросы, выразительная музыка (дирижер Бобомурод Худайкулов), темные декорации и костюмы (художники Даврон Раджабов и Лобар Палванова). Что уж говорить о солистах!

Заслуженный артист Кирилл Борчанинов давно успешно исполняет куплеты своего героя Мефистофеля на сборных концертах, а Надежда Банделет-Голендер и Малика Норматова в образе Маргариты продолжили ряд ярких женских ролей в своей копилке. На их фоне чуть затерялся сам Фауст – Рустам Алимарданов и Хужаназар Жумаев сильны вокально, но им не хватало артистизма.

На зимних каникулах ГАБТ всегда радовал детей, однако на этот раз нашлись сюрпризы и для взрослых. Режиссер Руслан Шерезданов придумал мюзикл «Новогодний маскарад», а театральный оркестр под управлением молодого дирижера Аъзамхона Ахмедова впервые устроил праздничные выступления 2-3 января – симфонические концерты «Мир волшебной музыки». Новогодние концерты теперь планируют сделать ежегодными.

Конец января ознаменовался торжественным вечером, посвященным 85-летию легенды нашего балета – народной артистки Узбекистана и СССР, лауреата Государственной премии, профессора Бернары Кариевой. Поздравительное послание ей от имени президента зачитал его советник Абдужабар Абдувахитов. Добрые пожелания в адрес выдающейся балерины и общественного деятеля пришли высказать первые лица Министерства культуры, Союза театральных деятелей, Сената Олий Мажлиса и других организаций, друзья, коллеги и ученики. А коллектив Большого приготовил по такому случаю особую концертную программу.

Еще одно примечательное событие состоялось под занавес февраля. Фонд развития культуры и искусства при Министерстве культуры пригласил в рамках программы «Кунгил кузи» российскую актрису Ирину Безрукову, чтобы она сопроводила тифлокомментированием ряд спектаклей столичных театров. В их число вошел и балет «Лебединое озеро» Петра Чайковского. Это позволило зрителям с нарушениями зрения понять происходящее на подмостках и оценить красоту постановки.

Весна

В марте ГАБТ устроил Неделю театрального искусства, а также премьеру музыкальной сказки для чтеца и симфонического оркестра «Петя и волк» Сергея Прокофьева. Необычное произведение было написано композитором для того, чтобы в доступной форме рассказать детям о музыкальных инструментах и их голосах.

На середину апреля пришелся дебют экспериментального проекта, задуманного Бернарой Кариевой и Андреем Слонимом еще до пандемии, оперно-хореографической композиции «Половецкий стан» из оперы «Князь Игорь» Александра Бородина. Она соединила Восток и Запад, оперу и балет, мастеров сцены и молодежь, включая учеников Республиканской школы-интерната хореографии. В единственной балетной премьере сезона в роли хореографов и солистов выступили заслуженная артистка Амина Бабаджанова и лауреат премии «Нихол» Тигран Абдуллаев. Музыкальное руководство взял на себя Аъзамхон Ахмедов.

А пару дней спустя публика увидела последнюю премьеру: в репертуар вернулась еще одна оптимистичная опера – «Севильский цирюльник» Джоаккино Россини.

Ее постановщик – народный артист Узбекистана и Азербайджана Фирудин Сафаров, режиссер восстановления – Руслан Шерезданов. Главные роли мастерски исполнили народный артист Нормумин Султанов, Фарух Исматов, Рада Смирных и другие. Жаль, что оперу успели показать только один раз.

Финальным мероприятием в стенах ГАБТа прямо накануне усиления карантина оказался вечер памяти первой женщины-дирижера на Востоке – народной артистки Узбекистана и СССР, профессора Дильбар Абдурахмановой. Она посвятила служению театру 65 лет!

Последующая отмена спектаклей подарила окно для выезда за пределы столицы. 21-23 мая свыше сотни артистов оперы и балета, оркестрантов и других сотрудников Большого побывали на гастролях в Кашкадарьинской области.

Лето

Рабочий процесс не останавливался и потом. При поддержке хокимията Ташкента и Национальной гвардии театр за последний месяц устроил несколько бесплатных концертов на площади перед своим зданием. Выступали ведущие солисты оперы, симфонический оркестр и хореографический ансамбль «Тумор».

Добрые вести прилетели затем из Казахстана, где побывала делегация деятелей культуры, в состав которой вошел и директор ГАБТа Махмуд Муратов. По его итогам Министерство культуры Узбекистана и Министерство культуры и спорта Казахстана приняли План совместных действий на 2021 год, включающий в том числе гастроли Большого в соседней стране. А к нам должен вновь приехать театр «Астана опера», впервые побывавший тут в 2019-м.

В конце июня прошел отчетный концерт детской студии «Солнышко», много лет работающей при ГАБТе. Ребята продемонстрировали родным и другим гостям, чему научились за год в плане вокала и хореографии под руководством Ольги Булгаковой и Марии Тихомоловой.

А три дня назад состоялся ограниченный общественный просмотр «Реквиема» Джузеппе Верди.

Это масштабное поминальное произведение для солистов, хора и оркестра хотели представить широкой публике в канун 9 Мая, но карантин помешал планам. Побывавшие на показе остались под впечатлением. Для этого постарались музыканты под началом Бобомурода Худайкулова, хор и солисты – Кирилл Борчанинов, Яника Багрянская, Малика Норматова и Рустам Алимарданов.

Пусть «Реквием» не привычная опера, а скорее музыкальная драма, но сила ее воздействия действительно велика. Остроту восприятия усилило появление такого произведения на сцене именно в дни всемирной пандемии. И это более чем достойный финал очень насыщенного сезона для главного театра страны.

Рамиль Исламов

Фото Юрия Полянского