$
 12640.21
-49.76
 13559.15
1.19
 137.02
-0.18
weather
+26
Вечером   +14°

Эффект быстрой моды: что стоит за нашей одеждой?

Алина Абдураззакова На фото старший менеджер проекта Hashar week Алина Абдуразакова

Индустрия моды всегда притягивала неравнодушные взгляды последователей трендов. Определенная система функционирования придавала особый шарм и желание быть частью фэшн-мира. Но сегодня все изменилось.

Мы проживаем эпоху «здесь и сейчас», все больше поддаваясь концепциям материализма и чрезмерного потребления. Вспомните, как на школьных каникулах мы укутывались в «вечный» бабушкин свитер, который за десятки лет так и не сел и не выцвел. А теперь взгляните на свой – из ближайшего масс-маркета, который уже после первого выхода в свет намекает, что пора на незаслуженный отдых.

Цена современной моды высока. Так, ежегодно производится порядка 80 млрд предметов одежды, что в четыре раза превышает показатели начала нулевых. Индустрия моды по праву считается одной из самых неустойчивых.

Говорит старший менеджер проекта Hashar week Алина Абдуразакова:

– Еще 30 лет назад люди приобретали что-либо в пять раз реже. Современная тенденция постоянного обновления коллекций мотивирует покупать снова и снова, также увеличилась сама возможность приобретать.

Стремясь выглядеть модно, многие закрывают глаза на последствия чрезмерного потребления. Сегодня совершенно нормально хранить в шкафу вещи, которые ни разу не надевались.

Отмечу, что многие дарят одежде вторую жизнь – перешивают, отдают на благотворительность, но это совершенно не компенсирует те объемы отходов, к которым пришла современная индустрия моды.

Слишком частое обновление коллекций принято считать быстрой модой, но стоит добавить, что речь идет не только о сменяющемся ассортименте. Компании, которые не заботятся о способах производства, справедливости оплаты труда и качестве материалов, и есть представители этой концепции. Здесь производителю важно лишь получить экономическую выгоду.

Бренды, которые следуют экотенденциям: этичность производства и его влияние на окружающую среду, безотходное производство – представляют идеологию устойчивой моды. К примеру, нормальная практика таких представителей – выпускать иную продукцию из оставшихся лоскутков тканей, таким образом обеспечивая полное израсходование материалов.

Уровень устойчивости определить сложно – нет четких правил. Бренд может производить одежду из переработанных материалов и заботиться об утилизации отходов, но не уделять внимание месту, где расположен цех. Отмечу, что на сегодня лишь небольшое число компаний смогло выстроить свою деятельность с учетом всех аспектов устойчивости.

Кадр из фильма "Реальная цена моды"/ The True Cost, 2015

Для удовлетворения растущего аппетита общества, приверженцам быстрой моды приходится жертвовать качеством продукции. В первую очередь это касается материалов – бренды используют некачественные искусственные ткани, и это заметно влияет на снижение цен. Так, сокращается жизнеспособность одежды – вещи быстро изнашиваются и отправляются на свалку. В конце концов продукт теряет ценность, потребитель насыщается и перестает анализировать свои нездоровые отношения с тягой к постоянному обновлению гардероба.

Низкая стоимость повышает покупательскую способность.

Производство токсично, начиная с окрашивания предметов гардероба некачественными красками и вплоть до утилизации отходов. Вода, которую задействуют в процессе производства, сливается в водоемы, но самое пагубное влияние на окружающую среду оказывает нескончаемый выброс CO2 в атмосферу.

Фабрики крупных брендов работают в режиме нон-стоп, где помимо выбросов идет необъятное потребление электроэнергии, водных ресурсов и угля.

Следующий аспект – транспортировка продукции. Товар, произведенный в больших объемах, преодолевает тысячи километров, чтобы попасть на полки магазинов, оставляя жирный транспортный след. Также отсутствует контроль за организацией труда – работа оценивается низко, нарушаются права человека и не предоставляются нормальные условия.

Моя личная боль, что недоступна повсеместная переработка одежды. Радует, что появляются локальные бренды с продукцией высокого качества, но проблема переработки одежды стоит остро. Утилизация бумаги и пластика – популярная практика, но с индустрией моды все сложно.

Перед покупателем всегда стоит выбор – приобрести три некачественные вещи или одну, произведенную по принципам устойчивой моды.

В нашей стране преобладают тенденции быстрой моды. Рынок переполнен некачественной продукцией, которая ежедневно импортируется во все точки продаж. Разговор не только о вещевых базарах, но и о представительных магазинах.

Радует, что в Узбекистане возрождаются идеи устойчивой моды и стремление к более качественной одежде. У нас есть дизайнеры, выпускающие коллекции с учетом ряда аспектов медленной моды. Продукция производится из действительно качественных материалов, но и цена таких товаров заметно выше.

Лично столкнулась, как небольшие швейные мастерские используют оставшиеся лоскутки, стремясь сделать свое производство более безотходным. Я работала над проектом по пошиву экосумок, тогда появилась идея для реализации использовать отходы цехов, но оказалось, что обрезков нет. Они грамотно готовят и используют лекала так, что остается минимальное количество тканей, которым тоже находится применение.

К феномену быстрой моды отношусь негативно. Для себя определила, что в моем шкафу будет только качественная продукция, которая лучше сидит и дольше служит.

Записала Валерия Вааде