$
 12648.12
-26.88
 13622.03
5.28
 138.42
0.06
weather
+26
Вечером   +14°

Авто-22. Рынок машин – проблемы и ожидания

авто

2022 год станет поворотным для авторынка Узбекистана — в ближайшее время в стране будут снижены ввозные пошлины на иномарки, а национальный автопроизводитель UzAuto Motors начнет выпуск новой модели.

Импортные авто станут заметно дешевле благодаря снижению пошлин с нынешних 30% до 15% — соответствующее поручение президент Шавкат Мирзиёев 14 февраля дал Кабинету министров.

Отказ от заградительного таможенного барьера расширит выбор и позволит насытить внутренний рынок Узбекистана, который в настоящее время столкнулся с дефицитом новых автомобилей. Очереди на популярные модели Chevrolet производства UzAuto расписаны на несколько месяцев вперед. Положение усугубили два противоположных тренда:

1) Рост спроса на машины, цены на которые не менялись уже 2 года;

2) Глобальный дефицит микрочипов.

UzAuto Motors еще в конце 2021 года предприняла несколько шагов по преодолению дефицита автомобилей. В том числе с 20 декабря дилеры компании не принимали новых заказов на машины, поскольку завод стремился исполнить предоплаченные ранее контракты. Автосборочные конвейеры UzAuto при этом работали круглосуточно и без выходных. Однако нехватка машин оказалась настолько острой, что этих мер было недостаточно.

Именно поэтому, как говорят в кулуарах, инициативу по снижению таможенных пошлин на импорт готовых автомобилей выдвинула сама компания UzAuto Motors. Ну а после того, как президент страны дал поручение правительству разработать соответствующее постановление, стало понятно, что снижение пошлин – это уже свершившийся факт.

В 2021 году UzAuto Motors значительно нарастил объемы производства. На основной площадке в Асаке в срезе за декабрь собрали 25 687 автомобилей, а за весь прошлый год — 163 тысяч. На автозаводе в Хорезме декабрь ознаменовался выпуском 10 505 авто, за год же предприятие собрало 72 тысячи машин. В общей сложности в прошлом году компания выпустила 235 тысяч авто, причем 79 400 — за последние четыре месяца. UzAuto в декабре установила несколько производственных рекордов: в Асаке за сутки было собрано 1087 автомобилей, а в Хорезме — 502 автомобиля. Суточное производство наиболее популярных моделей — Chevrolet Cobalt и Chevrolet Lacetti — увеличено на 23-30%. Кстати, напомним, что с августа 2021 года компанию возглавляет Бо Инге Андерссон, известный антикризисный топ-менеджер, много лет проработавший в General Motors в США.

Двукратное снижение ввозных пошлин позволит наполнить авторынок Узбекистана новыми легковушками и преодолеть затянувшийся дефицит. Здесь надо заметить, что на совещании 14 февраля Шавкат Мирзиёев поручил правительству полностью ликвидировать очереди при покупке машин к 1 мая 2022 года. Удобнее станут условия для потребителей — предоплату снизят с 85% до 50%. В первом полугодии заводы UzAuto Motors выпустят 160 тысяч авто, а в течение всего года — 275 тысяч авто.

В настоящее время UzAuto Motors реализует масштабный инвестпроект по освоению локализованного производства автомобилей на новой платформе GM GEM. В стране наладят выпуск кузовов, моторов, элементов привода, тормозных систем — это придаст импульс всей экономике, позволит создать дополнительные рабочие места, что для Узбекистана с его высокой положительной динамикой роста численности населения, особенно важно.

Ни одна компания ни в СНГ, ни в России не производит настолько современной платформы для массовых автомобилей, какой является GM GEM. Это шасси было разработано инженерным центром PATAC совместного предприятия General Motors и китайского концерна SAIC, создание платформы потребовало вложений в размере 5 млрд долларов. В этой агрегатной базе изначально заложена возможность использования последних технологических достижений в автомобилях — автоматическое экстренное торможение, цифровой щиток приборов, продвинутая медиа система с возможностью дистанционного управления функциями через смартфон. Узбекистан станет лишь третьей страной мира, где наладят производство автомобилей на основе GM GEM.

Серийный выпуск компактного кроссовера Chevrolet Tracker на базе GEM в Асаке стартует в июле 2022 года. Позднее на конвейер встанет соплатформенный седан Chevrolet Onix. Суммарные инвестиции в проект составляют 427,7 млн долларов.

Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев поручил руководителям автопрома в 2022 году снизить себестоимость автомобилей не менее чем на 5% и увеличить локализацию производства запчастей с 48% до 56%.

В республике будет создан единый машиностроительный кластер полного цикла — от инжиниринга и производства отдельных комплектующих до выпуска готовой продукции, торговли и сервиса.

Президент также поручил уделить внимание электромобилям — чтобы не отставать от мировых тенденций. Правительство страны разработает стратегию развития электромобильной отрасли с учетом технических требований, стандартов и вопросов локализации.


На правах рекламы