$
 12640.21
-49.76
 13559.15
1.19
 137.02
-0.18
weather
+26
Вечером   +14°

«Так сыграть – это космос!»

оркестр

В Ташкенте прошли выступления Азиза Шохакимова и Бехзода Абдураимова – двух молодых узбекистанцев, ставших звездами мировой классической сцены. Увы, на родине Азиз в последний раз выступал еще в 2016 году, Бехзод – в 2019-м.

Их судьбы чем-то похожи. Они из одного поколения – чуть за тридцать, оба учились в прославленном лицее имени Успенского и уже в юном возрасте добились первого признания, у обоих сложилась отличная карьера за рубежом. И даже на нынешние концерты в Ташкент музыканты летели одним рейсом.

«Танцы» за пультом

Справка Uz24: Шохакимов – ученик выдающегося наставника многих поколений дирижеров Владимира Неймера, профессора столичной консерватории, дирижера Национального симфонического оркестра и основателя юношеского оркестра лицея имени Успенского.

Уже в 13 лет Азиз стал помощником дирижера НСО и впервые дал концерт с коллективом, спустя год управлял оркестром ГАБТа имени А. Навои на опере «Кармен» Жоржа Бизе, а в 18 официально назначен дирижером НСО. В 2010-м завоевал вторую премию на Международном конкурсе дирижеров имени Густава Малера в Бамберге, в 2016-м победил на смотре молодых дирижеров Зальцбургского фестиваля.

Молодое дарование стали все чаще звать за рубеж, где он и остался. Последние годы совмещает работу капельмейстером Немецкой оперы на Рейне (Германия), худруком Филармонического оркестра Текфен (Турция) и главным приглашенным дирижером Миланского симфонического оркестра имени Джузеппе Верди (Италия). А с сентября нынешнего года станет музыкальным и художественным руководителем Страсбургского филармонического оркестра – коллектива с 166-летней историей, имеющего во Франции национальный статус. На его счету – выступления с лучшими оркестрами Германии, Австрии, Великобритании, Франции, Италии, России, Польши, США, Канады, Японии, Израиля...

Долгожданный не только из-за пандемии концерт Национального симфонического оркестра под управлением Азиза Шохакимова организовала Государственная филармония Узбекистана при поддержке Министерства культуры и компании «Лукойл Узбекистан Оперейтинг Компани». Но соотечественник оказался не единственным специальным гостем – из Германии прибыл и именитый немецко-украинский скрипач Андрей Белов с не менее успешной международной карьерой. С 15 лет он учился в Ганноверском университете музыки и драмы, после – в Парижской консерватории. В 18 победил на престижнейшем немецком конкурсе ARD, а мировую славу получил как первая скрипка струнного квартета имени Шимановского. Сейчас 39-летний Белов – профессор Высшей музыкальной школы имени Роберта Шумана (Дюссельдорф) и приглашенный профессор Королевской академии музыки (Лондон).

Перед выступлением Азиз больше десяти минут проводил ликбез – объяснял публике, на какие моменты стоит обратить внимание, и давал коллегам по оркестру сыграть нужные примеры.

Концерт №1 для скрипки с оркестром Шостаковича начинается с ноктюрна, но не такого, как у Шопена или Дебюсси. Там это более мечтательная, романтичная музыка, а у здесь – немножко мрачная, трагичная, местами мистичная. Композитор использует очень необычные краски и инструменты – челесту, арфа, там-там. Послушайте, как они звучат, тут дирижер уступил «слово» музыкантам. Вторая часть едкая и гротескная, некая пляска нечистой силы. Третья – погребальное шествие, где скрипка – словно крик души. Напомню, что произведение было в 1948 году, после войны, и здесь мы слышим философское размышление композитора об извечных вопросах – причинах людской жестокости и пороков. Четвертая часть – ироничный, местами тоже гротескный танец. А еще на протяжении всего концерта вы будете слышать музыкальную подпись Шостаковича – его инициалы в латинской транскрипции соответствуют европейскому наименованию нот D (ре), S (ми бемоль), C (до) и H (си).

Вся эта интереснейшая информация, честно сказать, забылась, когда заиграл оркестр. Музыкальная буря эмоций захватила настолько, что следить за ее составляющими успевали, пожалуй, только специалисты. А аудитория просто получала удовольствие, в том числе наблюдая за стремительной жестикуляцией Азиза Шохакимова, который словно исполнял свой собственный танец, не отходя при этом от дирижерского пульта.

На общем фоне всегда на первом плане оставалась скрипка Андрея Белого, выдававшая порой такие насыщенные по глубине звучания пассажи, которых и не ждешь от этого инструмента. Сразу после Шостаковича он порадовал отдельным соло, сыграв Largo Баха.

Поймав волну, музыканты решили продолжать без перерыва и перешли к Пятой симфонии Чайковского.

Эта музыка, написанная душой, настолько трепетна и доходчива, что ее может прочувствовать даже человек, впервые попавший на симфонический концерт, обратился к аудитории Азиз. Пятая – единственная из шести симфоний композитора где применен лейтмотив. На протяжении всего произведения он приобретает разные характеры – то печальный, то как тема рока, то в ритме вальса. А про финал многие критики спорят – это победа радости или фатума? Решать будете вы сами для себя.

Для зрителей весь двухчасовой вечер был однозначной победой радости. Музыкантам аплодировали не одну минуту и еще долго не отпускали со сцены. О том говорят и онлайн-отзывы: «Браво, маэстро Азиз Шохакимов! Вы даете надежду на лучшее, несмотря на события вне концертного зала в этот же день…», «Потрясающий вечер с прекрасной музыкой… За дирижерским пультом вновь неподражаемый, харизматичный, наш, но уже не только наш, а дирижер с мировым именем Азиз Шохакимов. Ташкент любит, ждет и всегда рад вам! Приезжайте к нам почаще!».

Единственная ложка дегтя – зал Дворца международных форумов «Узбекистан» оказался заполнен едва ли на треть.

Руки, не знающие покоя

Совсем иная картина была на состоявшемся там же благотворительном концерте Бехзода Абдураимова пару дней спустя. Пианист сам предложил провести это выступление, а поддержали его идею Фонд развития культуры и искусства, Общественный фонд поддержки и развития национальных масс-медиа и Государственная филармония Узбекистана.

Справка Uz24: Путевку в искусство Абдураимову дала известнейший педагог Успенки Тамара Попович. Уже в 8 лет он впервые играл с Национальным симфоническим оркестром, а с 16 учился у другого соотечественника – Станислава Юденича в Международном центре музыки при Университете Парк (США). В 2009-м победил на Лондонском международном конкурсе пианистов. С тех пор успешно выступает сольно и с ведущими оркестрами планеты: Лос-Анджелесским филармоническим, Парижским и Бостонским симфоническими, Английским камерным, Симфоническим оркестром BBC и многими другими. Играл на самых известных площадках мира – в нью-йоркском Карнеги-холле и лондонском Барбикан-холле, работал с такими дирижерами, как Валерий Гергиев, Джеймс Гаффиган, Манфред Хонек. До пандемии ежегодно давал до сотни концертов.

Авторитетный лейбл Decca в 2011 году подписал с Бехзодом эксклюзивный контракт и в 2012-м выпустил его первый сольный диск, отмеченный премиями Choc de Classica и Diapason Découverte. В конце прошлого года вышел очередной альбом Абдураимова – с произведениями Дебюсси, Шопена и Мусоргского.

Удивительно, но нынешний концерт был первым сольным для Абдураимова на родине. Пианист без лишних слов приступил к игре, делая лишь короткие перерывы. Такие разные произведения и композиторы, как Рахманинов, Бетховен и Мусоргский, переплелись в пестрое мелодическое полотно с резкими перепадами настроений. Можно было только поражаться тому, насколько экспрессивно все это звучало, насколько один инструмент заполнял своей игрой весь зал.

Как и Азиз Шохакимов, Бехзод на сцене был максимально далек от образа спокойного музыканта. Покоя не знали не только его руки, но и ноги, а на самых драматических моментах он едва не подпрыгивал на месте и к концу вечера взмок от напряжения.

«Так исполнить сложнейшие технически произведения – это космос!» восхитилась в конце соседка по залу – известный композитор. «Такой мощи со сцены не слышал давно. Фантастически хорош» так описал свои впечатления популярный блогер. А это слова директора лицея имени Успенского Дильдоры Джамаловой: «Спасибо за праздник музыки! В эти сложные времена для всей планеты сегодняшний концерт, эти волшебные звуки рояля стали необыкновенным гимном мира и любви к жизни, веры в светлое будущее, в радость завтрашнего дня...».

Публика снова долго отказывалась прощаться с соотечественником, трижды вызывая Бехзода на поклон. Ей было мало. Тогда Абдураимов, выложившийся по полной в основной программе, все же сыграл и на бис. Под силой его таланта почти полтора часа пролетели незаметно, слишком быстро. И это – единственная претензия.

Рамиль Исламов