$
 12695.00
11.01
 13648.39
0.42
 138.12
-1.12
weather
+26
Вечером   +14°

Непостижимый «Роман в письмах»

«Любил ли он по-настоящему? Чайковский говорит, скорее всего нет, но желание любить он выразил в своей музыке, в своих произведениях», – Евгений Миронов рассказывает о своем герое концерта-спектакля «Роман в письмах» за считанные минуты до первого звонка. Во Дворец международных форумов «Узбекистан» в этот момент уже заходят зрители. Культурное событие, организатором которого выступил Фонд развития культуры и искусства при Кабинете министров Узбекистана, вот-вот начнется.

Он еще успевает поделиться тем, что Государственный театр наций в Москве откроет свой сезон премией Корша (Федор Корш основал здание, в котором сейчас расположен театр – прим. ред.), которую вручают лучшим работникам театра, а также коллегам, спектакли которых хотели бы видеть на этой сцене. Параллельно в Москве идут репетиции пьесы режиссера Данила Чащина «Кто боится Вирджинии Вульф» Эдварда Олби с Агриппиной Стекловой, Марией Смольниковой и Александром Новиным. Евгений Миронов выйдет на сцену в этом составе. А пока – Ташкент.

Несмотря на то, что по времени перед премьерой в столице Узбекистана остается всего ничего, народный артист России, художественный руководитель Театра Наций выкраивает секунды для фотографий с окружившими его зрителями. Он тактично кивает одним, соглашается на селфи со вторыми, улыбается в объектив камер с третьими. Кажется, что если поток не остановить, то Ксения Раппопорт может не дождаться на сцене своего коллегу. Однако Евгений Миронов уходит, а вернее исчезает, так же стремительно, как и появился. Через мгновение мы увидим его уже на сцене в классическом костюме в качестве композитора Петра Ильича Чайковского, а рядом с ним – его покровительница, меценат и друг Надежда фон Мекк, она же – народная артистка РФ Ксения Раппопорт.

– После моего первого приезда в Ташкент с «Гамлетом» я очень хотел вернуться. Это получилось, – рассказывает Евгений Миронов. – Мы приехали со спектаклем-концертом «Роман в письмах». Изначально это был благотворительный проект. Мой друг Владимир Теодорович Спиваков, Ксения Раппопорт и я решили сделать концерт, все средства с которого пошли в благотворительный фонд «Артист». У акции было общее название «Признание в любви». Потом через год мы вспомнили об этом проекте. Позже «Роман в письмах» стал самостоятельным спектаклем, режиссером его выступила Марина Брусникина.

В предыдущих исполнениях «Романа в письмах» третьим действующим лицом на сцене был оркестр под управлением Владимира Спивакова. Дирижер также приедет в Ташкент, но позже, его концерт с другой программой состоится 8 сентября. Во Дворце форумов в этот вечер был наш Национальный симфонический оркестр под управлением Алибека Кабдурахманова. Произведения Чайковского в их исполнении заметно отличались от классически привычного – здесь был музыкальный вихрь, который, по признанию Евгения Миронова, «снес с ног»:

– Впервые выступаю без Национального оркестра под управлением Владимира Спивакова. Мы с Ксенией приехали сюда, потому что я разрекламировал ваш замечательный оркестр, они энергичные, молодые, и это другое звучание. Я уже был подготовлен (к работе с оркестром Узбекистана), а Ксения Раппопорт впервые с ними встретилась. Они нас «снесли с ног» своим звучанием. Это талантливый коллектив, я даже услышал новые ноты – где-то это лирические места, где-то форте-фортиссимо. Это не совсем та трактовка классических произведений Чайковского, к которым я привык, но она имеет место быть, и музыканты все как единый организм. Это очень важно, чтобы оркестр звучал как один человек, к тому же у вас прекрасный дирижер.

В сюжете концерта-спектакля нет ничего надуманного. Все повествование построено на основе переписки, которая длилась целых 13 лет. Это трогательная, невесомая, местами трагическая, не без достижений и успехов история, которая благодаря исполнению двух актеров звучит пронзительно тонко.

Ксении Раппопорт, по ощущениям, в этот вечер сопереживал весь зал. За время спектакля-концерта и самой переписки она проходит путь от робкого завязывания беседы в письме до настоящей дружбы, народного признания Чайковского, достижения его материальной стабильности, одновременно теряя свое состояние. Один из зрителей после спектакля потом скажет: «Мне кажется, мы видели, как героиня Раппопорт менялась с возрастом на наших глазах, как угасала». При этом ее Надежда фон Мекк в «Романе в письмах» предстает невероятным по доброте человеком, готовым искренне и бескорыстно поддержать финансово талантливого композитора за одну только возможность общения с ним.

За время переписки дружба, зародившаяся между фон Мекк и Чайковским, приобретает невероятные масштабы. Если меценат позволяет себе сорваться на признание в любви после одной из прослушанных симфоний, то композитор более скуп на эмоции, чувства. Он их выражает иначе.

Например, симфонию №4 он адресовал именно фон Мекк, подписав «Посвящается моему лучшему другу» – именно так, как она и просила, без имени, но с указанием наиболее значимой детали их эпистолярного общения.

«Я совершенно не согласен с вами, что музыка не может передать всеобъемлющих свойств любви. Я думаю, совсем наоборот – только одна музыка и может это сделать. Вы говорите, тут нужны слова. Нет, именно слов тут и не нужно. И там, где они бессильны, является во всеоружии своем более красноречивый язык, то есть музыка», – говорит Чайковский в исполнении Евгения Миронова.

Переписка обрывается внезапно. И даже количество лет, за которые они стали друзьями, не могут исправить этого положения. Бумажный мост рушится, оставляя Чайковского без объяснений.

– Он очень мучился, – говорит в интервью Евгений Миронов про чувства Петра Чайковского. – Даже если она перестала его финансировать, дружба могла бы не заканчиваться. Получилось так, что как будто Чайковский оказался виноват в окончании переписки. Это не так. Он был очень ей благодарен. Переписка для него стала жизненно необходимой, а фон Мекк – близким другом. Он советовался с ней по творческим вопросам, она была первым человеком, который прослушал симфонию №4. Это, безусловно, было большое влияние друг на друга, поэтому удар был сильным, он переживал до самого конца, что так случилось.

Исполнитель роли Чайковского в «Романе в письмах» также считает, что поддержка талантов не теряет актуальности и в наше время.

– Недавно был на выставке братьев Морозовых в Пушкинском музее, и на выставке Щукина – человека, который собирал картины, стал одним из первых в России меценатов. Какое же количество деятелей культуры, которые совершенно бескорыстно поддерживали художников и писателей, понимали, что необходимо это делать! Меценаты есть и сейчас. Есть люди, которые понимают ценность культуры, это сегодня особенно важно в ситуации, в которой мы все живем. Культура – это единственный мост, который может человечество спасти.