$
 12820.47
5.69
 13470.47
27.77
 122.26
-1.24
weather
+26
Вечером   +14°

Обновление Конституции и право законодательной инициативы: какие будут изменения?

документы

В эти дни обсуждается проект закона о внесении изменений и дополнений в действующую Конституцию.

Предложенная главой государства идея обновления Конституции страны основана, во-первых, на комплексном анализе пройденного этапа реформирования страны, во-вторых – на стратегических целях, задачах и ориентирах следующего этапа развития общества и государства.

Он характеризуется тем, что, взяв за основу демократические принципы и ценности, Узбекистан продолжает на качественно новом уровне модернизацию страны, сохраняя при этом свои особенности развития.

Опубликованный законопроект о внесении изменений и дополнений в Конституцию учитывает тенденции развития современной государственности и опирается на мировой опыт. Включение указанных изменений, думается, будет способствовать дальнейшему сбалансированию механизма сдержек и противовесов в системе государственной власти. Важнейшее место в указанной системе занимает право законодательной инициативы.

Будучи важным институтом правового государства, право законодательной инициативы характеризует демократизм законодательного процесса, его связь с потребностями и интересами общества. Реализация этого права способствует включению различных институтов общества и государства в процесс государственного управления, выработке законодательных решений.

Согласно статье 83 действующей редакции Конституции, указанным правом обладают семь субъектов: глава государства, Каракалпакстан в лице его парламента, депутаты Законодательной палаты Олий Мажлиса, правительство страны, Конституционный и Верховный суды, Генеральный прокурор. Это право они могут реализовать посредством внесения законопроекта в нижнюю Олий Мажлиса.

Предлагаемые нововведения существенно расширяют круг субъектов законодательной инициативы, а также уточняют механизм его реализации. Так, в соответствии с проектом указанное право принадлежит президенту страны, Каракалпакстану в лице Жокаргы Кенеса, депутатам Законодательной палаты и Кабинету министров. Эти четыре субъекта обладают правом законодательной инициативы в полном объеме, без каких-либо ограничений. 

Что касается права законодательной инициативы Конституционного суда, Верховного суда, Высшего судейского совета и Генерального прокурора страны, то они вправе реализовать его только по вопросам своего ведения, то есть в рамках установленных для них задач и функций. Особо отметим включение в этот перечень такого органа, как Высший судейский совет, являющийся органом судейского сообщества, оказывающим содействие в обеспечении соблюдения конституционного принципа независимости судебной власти в Узбекистане.

Серьезным новшеством становится предоставление права внесения в парламент законодательных предложений. Если вышеуказанные субъекты реализуют право законодательной инициативы посредством внесения законопроекта в Законодательную палату Олий Мажлиса, то другая категория субъектов права законодательной инициативы реализует свое право не в виде представления собственно законопроекта, а просто направления предложения о принятии того или иного закона, либо внесения какого-либо изменения в действующий закон. К таким субъектам относятся Сенат Олий Мажлиса, Уполномоченный Олий Мажлиса по правам человека (омбудсман) и Центральная избирательная комиссия.

Широкое участие институтов гражданского общества, граждан в законотворческом процессе содействует повышению качества и эффективности принимаемых законов. Поэтому огромное значение имеет такая новация, как норма о праве граждан, обладающих избирательным правом, в количестве не менее ста тысяч человек, вносить, в порядке законодательной инициативы, в Законодательную палату Олий Мажлиса законодательные предложения. Закрепление на конституционном уровне этого права фактически делает народ субъектом законотворческого процесса, творцом законов.

Омон Мухамеджанов

Профессор Ташкентского государственного

юридического университета, доктор юридических наук

Читайте также: Среди поправок в Конституцию предлагают конкретизировать право на квалифицированное медицинское обслуживание