$
 12855.93
11.93
 13570.72
20.3
 128.16
-0.14
weather
+26
Вечером   +14°

Среди поправок в Конституцию предлагают конкретизировать право на квалифицированное медицинское обслуживание

врач

Проходящие в Узбекистане конституционные реформы отражают насущные вопросы граждан, общества и государства.

20 июня президент Узбекистана провел встречу с членами конституционной комиссии. В своем выступлении глава государства остановился на четырех приоритетных направлениях и внес предложения по каждому из них. В качестве первого направления указаны человек, его жизнь, свобода и достоинство, неприкосновенные права и интересы. Во втором предложено закрепить принцип «Узбекистан – социальное государство». Третье характеризует развитие свободного и справедливого гражданского общества. В четвертом делается акцент на построении в Узбекистане гуманного демократического правового государства.

В рамках мероприятия также подчеркнуто, что в нынешнее быстро меняющееся время нашей основной задачей является создание гражданам таких условий работы и жизни, которые бы ни в чем не уступали условиям в развитых государствах, посредством построения демократического гражданского общества, нацеленного на обеспечение прав и свобод человека.

Предлагаемые поправки в Конституцию определяют и правовую основу, гарантии права на здоровье.   

От реализации важнейшего социального права человека – права на здоровье во многом зависит реализация и иных прав и свобод. Ведь жизнь и здоровье человека является высшей конституционной ценностью, без которой реализация гражданских, экономических, социальных и иных прав становится во многом бессмысленной.  

Благодаря принимаемым последовательным мерам обеспечено повышение эффективности, качества и доступности медицинского обслуживания населения. Забота о сохранении здоровья и жизни граждан составляет одну из основополагающих конституционных обязанностей государства. Это предполагает определение и ведение государственной политики в области охраны здоровья, создание соответствующего правового механизма.

В Узбекистане сформированы правовые основы функционирования системы здравоохранения: охраны здоровья человека, обеспечения его права на получение квалифицированной медицинской помощи. Прежде всего, следует отметить законы «Об охране здоровья граждан», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О профилактике йододефицитных заболеваний», «О лекарственных средствах и фармацевтической деятельности», «Об охране репродуктивного здоровья граждан», «О трансплантации органов и тканей человека» и другие. Принятые в последние годы правовые документы в сфере здравоохранения показывают, что идет процесс интенсификации и улучшения качества правового обеспечения этого направления.

В действующей Конституции право на охрану здоровья прямо не значилось в тексте Конституции страны, косвенно на его обеспечение указывалось в статье 40, гласящая: «Каждый имеет право на квалифицированное медицинское обслуживание».

Однако, содержание термина «квалифицированная медицинская помощь» не раскрывало ни в Конституции, ни в иных актах законодательства. Из их содержания было непонятно – как оценить степень квалифицированности такой помощи, каковы ее критерии. К тому же формулировка конституционной нормы не отражает суть понятия «право на охрану здоровья», она носит во многом декларативный характер.

Право на охрану здоровья нынешней редакции проекта Конституции существенно расширило содержание вышеуказанного права «Каждый имеет право на охрану здоровья и квалифицированное медицинское обслуживание. Граждане Республики Узбекистан вправе получать бесплатно гарантированный объем медицинской помощи, установленный законом и включающий также скорую и неотложную медицинскую помощь. Государство принимает необходимые меры по развитию государственной, частной и других систем здравоохранения, обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия, созданию условий для развития различных форм медицинского страхования», закрепленного в этой конституционной норме.

В связи с этим целесообразно уточнить в статье 40 Конституции понятие права на здоровье, отразив содержание и составные части этого конституционного права. Необходимо более развернуто сформулировать конституционные принципы и основы функционирования системы здравоохранения страны.

С учетом изложенного, необходимо устранить конституционный пробел, изложив указанную статью в контексте обеспечения государством именно права на охрану здоровья. Здесь следует указать – на каком уровне, какого качества и каким образом государство гарантирует человеку его право на здоровье, каков минимальный уровень получения медицинской помощи. А уже содержание и критерии обеспечения этого права следует конкретизировать в статье 13 закона «Об охране здоровья граждан».

Так, она гласит: «Граждане Республики Узбекистан обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья». Она не раскрывает содержание указанного права, а лишь содержит закрепляет положения о равенстве людей при обеспечении их права на здоровье, а также их защите от дискриминации независимо от форм заболеваний. В связи с этим необходимо конкретизировать положения этой статьи, имеющей определяющее значение для всего закона. Следует закрепить в качестве главной цели системы здравоохранения охрану здоровья населения и каждого человека, а также ответственность государства за обеспечение этого права.   

Право на охрану здоровья является неотчуждаемым правом, оно принадлежит человеку с момента его рождения, является неотъемлемым условием его жизнедеятельности и влечет необходимость принятия мер по его обеспечению со стороны государства. Жизнь человека и его здоровье представляют собой высшие ценности, на их базе определяются все иные ценности и блага.

Конечно, нельзя отрицать того, что Конституция закрепила ряд других норм, тесно связанных с правом на охрану здоровья. Так, статья 18 Конституции содержит норму, согласно которой все граждане имеют одинаковые права и свободы и равны перед законом без различия пола, расы, национальности, языка, религии, социального происхождения, убеждений, личного и общественного положения.

Указанное положение служит обеспечению равного доступа каждого человека к реализации права на охрану здоровья. Обязанность государства по обеспечению охраны здоровья человека вытекает из статьи 19 Основного закона, гласящего: «Гражданин Республики Узбекистан и государство связаны взаимными правами и взаимной ответственностью. Права и свободы граждан, закрепленные в Конституции и законах, являются незыблемыми, и никто не вправе без суда лишить или ограничить их».

Также конституционные нормы требуют, чтобы осуществление прав и свобод гражданином не должно нарушать законных интересов, прав и свобод других лиц, государства и общества (статья 20), никто не может подвергаться медицинским или научным опытам без его согласия (статья 26).

В современном праве здоровье долж­но толковаться, прежде всего, как объект основного, неотъемлемого права челове­ка на охрану здоровья. Указанное право следует рассматривать как субъективное право человека, порождающее определенные обязанности государства по его защите и реализации.

                        Омон Мухамеджанов

Профессор Ташкентского государственного

юридического университета, доктор юридических наук