$
 12600.14
10.14
 13642.17
-23.02
 135.92
-0.05
weather
+26
Вечером   +14°

«Вы имеете право хранить молчание»: как «правило Миранды» может повлиять на правовую сферу Узбекистана

форс Кадр из сериала Suits

В конце мая прогремел случай о задержании в Самарканде туристов из Казахстана сотрудниками правоохранительных органов, которые превысили свои должностные полномочия и применили электрошокер. Тогда в МВД провели служебную проверку, виновных наказали, однако осадок остался. Такой же случай не мог бы произойти, к примеру, в США, сценарий был бы другим. Сотрудники правоохранительных органов там обязаны были бы зачитать задержанным их права.

Известная многим по фильмам фраза полицейских о том, что задержанный имеет право на адвоката, хранить молчание, и все, что он скажет, будет использовано против него, и есть то самое «правило Миранды». Получило оно свое название по имени реально существовавшего человека – Эрнесто Миранды. Его историю можно прочитать здесь.

Вкратце: этому человеку благодаря поддержке адвоката почти удалось избежать наказания, так как ему не были зачитаны права. В дальнейшем дело было отправлено на пересмотр и этот случай стал прецедентом в судебной практике, наложившим отпечаток и на работу правоохранительных органов. Теперь в США зачитывание прав перед задержанием – обязательство каждого полицейского. Да, текст может меняться в зависимости от штата, однако его содержание дублирует основные правовые моменты.

В проекте Конституционного закона «Об изменениях и дополнениях в Конституцию Республики Узбекистан» также предложена норма, закрепляющая «правило Миранды».

Как ранее отмечала доктор юридических наук, профессор, заведующая кафедрой Высшей школы судей при Высшем судейском совете Сурайё Рахмонова, это основополагающая гарантия прав задержанного лица по подозрению в совершении преступления, которая действует в уголовном процессе практически всех развитых стран.

В статье 25 проекта Конституции предлагали закрепить норму о том, что никто не может быть подвергнут задержанию или содержанию под стражей иначе как на основании закона.

Там же говорится, что «Лицу при задержании должны быть разъяснены на понятном ему языке его права и основания задержания. Никто не может быть привлечен к уголовной ответственности лишь на основании неисполнения договорных обязательств. Никто не может быть подвергнут пыткам, насилию, другому жестокому, бесчеловечному или унижающему достоинство человека обращению либо наказанию».

Таким образом акцент делается на права человека, справедливость, и, конечно, разъяснение прав простым языком.

«Правило Миранды» является очень важной нормой. Ее реализация помогает защитить людей от произвольных задержаний и незаконных обвинений. В свою очередь, осведомленность об этом правиле повышает уровень правовой грамотности и правосознания населения. Только понимающие и знающие свои права люди могут их требовать от государства», – считает доктор юридических наук, профессор Абдулазиз Расулев.

В случае принятия этого проекта Конституции и вступления нормы статьи 25 в силу задержанный по «правилу Миранды» может воспользоваться правом хранить молчание, требовать участия адвоката на допросе, а другие права ему будут объясняться простым языком. Кроме того, без документа суда человек не может быть задержан более чем на сорок восемь часов.

«Правило Миранды отражены в Конституциях Испании, Греции, Нидерландов, Хорватии, Словении, Азербайджана и других стран. Таким образом отражения «правил Миранды» в Конституции приводит нас на шаг ближе к принципу «Новый Узбекистан – социальное государство», – считает доктор юридических наук, профессор Светлана Селиманова.

Эксперты считают, что это повысит ответственность сотрудников правоохранительных органов, повлияет на повышение правовой культуры граждан.

«Закрепление в нашей Конституции «правила Миранды», то есть при аресте лица, его права и основания для ареста должны быть разъяснены ему понятным языком, является конституционной основой предотвращения нарушения прав подозреваемых, усиления гарантии прав и свобод граждан в уголовном судопроизводстве, служит широкому применению на практике благородного принципа, согласно которому жизнь, права и свободы являются высшей ценностью, и недопущению давления со стороны должностных лиц соответствующего ведомства на задержанного. Кроме того, предлагаемая норма еще раз подтверждает приверженность нашей страны правам человека и признание верховенства общепризнанных норм международного права в нашей стране», – отмечает эксперт Камила Алимова.