$
 12844.21
-11.72
 13508.26
-62.46
 127.35
-0.81
weather
+26
Вечером   +14°

Зачем нужно конституционное закрепление «правила Миранды»?

-

В проекте Конституционного закона «Об изменениях и дополнениях в Конституцию Республики Узбекистан» предложена норма закрепляющая «правило Миранды». Чем же обусловлено значение этой международной процедуры?

 «Правило Миранды» – это основополагающая гарантия прав задержанного лица по подозрению в совершении преступления, которая действует в уголовном процессе практически всех развитых стран.

Это юридическое требование, впервые введенное в США, согласно которому полицейский при задержании должен уведомить задерживаемого о его правах, а затем получить положительный ответ на вопрос, хорошо ли задерживаемый понимает сказанное. Так, при фактическом задержании задержанный должен быть четко проинформирован о том, что: 1) Он имеет право хранить молчание, и что все, что он скажет, может быть использовано против этого лица в суде; 2) Он имеет право проконсультироваться с адвокатом и что этот адвокат вправе присутствовать на первом допросе; 3) В случае, если задержанный не имеет возможности нанять адвоката, ему будет предоставлен адвокат бесплатно.

Именно момент фактического задержания лица является первоначальной точкой производства уголовного дела и именно в этот момент человек больше всего подвержен риску стать жертвой произвола и незаконного уголовного преследования. Когда задержанный четко не знает своих процессуальных прав, есть большая вероятность, что он может быть подвергнут со стороны следственных органов к признательным показаниям или самооговору.

Важно отметить, что требования «правила Миранды» уже действуют в нашем уголовно-процессуальном законодательстве. Право на защиту личности от обвинения гарантируется на любой стадии следствия и суда. Относительно собственной защиты от обвинения подозреваемый или обвиняемый имеет право на телефонный звонок или сообщить адвокату о том что его арестовали, и о месте своего нахождения. Также он имеет право требовать к себе защитника, а после встречаться с ним наедине без ограничения числа и продолжительности свиданий. Все эти права – важные гарантии уголовного процесса, которые закреплены практически во всех основных международных документах. И они обеспечиваются в рамках нашего уголовно-процессуального кодекса.

В частности, согласно статьям 46, 48 УПК обвиняемый (подозреваемый) имеет право: знать, в чем он обвиняется (подозревается); на телефонный звонок или сообщение адвокату либо близкому родственнику о заключении под стражу и месте нахождения; иметь защитника и встречаться с ним наедине без ограничения числа и продолжительности свиданий.

Несомненно, сейчас идет непрерывный процесс совершенствования законодательства, а судебно-следственная практика развивается и не стоит на месте, и в связи с этим, время диктует новые задачи. Конечно же необходимо обеспечить лиц, попавших под уголовное преследование дополнительными процессуальными гарантиями.

Так конституционное закрепление международного стандарта правила Миранды имеет особое значение. Конкретизация в конституционной норме этого правила станет реальной гарантией обеспечения прав обвиняемых и подозреваемых лиц в уголовном судопроизводстве. Как правило, свои процессуальные права человек узнает только когда столкивается с такой критической ситуацией, как задержание по подозрению в совершении преступления. Тогда как он должен знать, что у него есть такое конституционное право не после, а до того, как ему предъявят обвинение.

Конституционное требование, в свою очередь, послужит объективному раследованию уголовного дела и предотвращению произвола, а также недозволенных методов со стороны следственных органов.  

Сурайё Рахмонова

доктор юридических наук, профессор,

заведующая кафедрой Высшей школы судей

при Высшем судейском совете Республики Узбекистан