$
 12720.00
-7.96
 13827.91
46.07
 140.04
0.58
weather
+26
Вечером   +14°

Плюсы и минусы дистанционного обучения в школах

технологии

Учебный год не за горами. Начнется он онлайн или все же в привычном режиме? В Министерстве народного образования подчеркнули, что этот вопрос рассматривается. Решение примет Спецкомиссия в ближайшее время.

Проблемы, связанные с образованием в условиях нынешней пандемии, касаются всего мира. Сложившаяся ситуация привела к крупнейшей в истории дестабилизации учебного процесса. Об этом заявил генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш в видеообращении.

По состоянию на середину июля школы были закрыты более чем в 160 странах, что затронуло около миллиарда учащихся. По крайней мере, 40 миллионов детей по всему миру не имели возможности учиться в критически важный дошкольный год. Родители, особенно женщины, были вынуждены взять на себя тяжелое бремя ухода за детьми и обучения их на дому, - сообщает Антониу Гутерриш. Странам необходимо снова открыть школы, как только передача инфекции на местах будет взята под контроль, приоритетом должно стать возвращение учащихся в школы и учебные заведения в максимально безопасных условиях.

«Теперь мы сталкиваемся с катастрофой гораздо большего масштаба, способной свести на нет десятилетия прогресса и усугубить укоренившееся в мире неравенство», — добавил генеральный секретарь ООН.

В Министерстве народного образования нашей страны назвали три возможных сценария начала учебного года.

1. При улучшении эпидемиологической обстановки школы возобновят работу в обычном режиме.

2. Обучение продолжится в онлайн-режиме.

3. Гибридный сценарий. В зависимости от обстановки в определенном регионе учеба будет проводиться онлайн или офлайн. Однако родителям будет предоставлено право выбора, а это значит, что посещение школ будет свободным.

В Узбекистане с марта этого года в школах организовано дистанционное обучение посредством видеоуроков, транслируемых по телевидению. В их создании принимали участие ведущие преподаватели. В конце каждого занятия задавалось домашнее задание. Его необходимо было загрузить в kundalik.com, где уже учителя оценивали проделанную работу. Стоит отметить, что онлайн-уроки продолжают транслироваться и в период каникул, но уже для дополнительного развития детей, а также подготовки абитуриентов к поступлению.

Kundalik.com — это цифровая обучающая платформа для учеников, учителей и родителей. Система позволяет педагогам создавать таблицы онлайн-уроков в автоматизированном режиме, составлять планы, отслеживать и рассчитывать посещаемость занятий, формировать статистические отчеты. Недавно в МНО сообщили, что в этом году 1200 школ перейдут на электронные дневники, которые также действуют в рамках этой платформы.

У электронной системы есть как плюсы, так и минусы. Например, педагогам каждую работу нужно копировать, проверять, а потом заново отправлять, это занимает время, учитывая большое количество учеников. Не у всех родителей получается загружать выполненное задание, а сайт периодически зависает.

В период пандемии проведение онлайн-уроков – правильное решение, в такой форме ученики могут изучать темы и получать базовые знания по предметам, говорит учитель математики и информатики школы № 208 Мирзо-Улугбекского района столицы Анжелика Салиджанова. Я тоже принимала участие в их съемках и проведении занятий по информатике для 9-11-х классов. Видела, как педагоги тщательно к ним готовились. Другой вопрос, насколько качественно были преподнесены эти уроки, в какой форме и в каком объеме. Подобного опыта у нас еще не было, и, конечно, нужно учитывать человеческий фактор. Однако в любом случае для учеников, а также их родителей этот опыт был необходимым и полезным. Вместе с тем, выполнять и присылать на проверку домашние задания удавалось не всем по разным причинам. Одни не могли зайти в интернет в силу определенных обстоятельств, у других отсутствовала необходимая техника. Конечно, надо еще учитывать, что не все папы и мамы могли помочь ребенку разобраться в новой системе онлайн-обучения.

К плюсам дистанционного образования можно отнести привитие самостоятельности у школьников. Они сами изучают материал, ищут дополнительную информацию в сети, а затем выполняют задания. Однако это касается преимущественно старших классов. В начальных же обстановка совершенно иная. Дети, которые привыкли к постоянному присутствию учителя, детальному объяснению темы, непонятных моментов, остались наедине с телевизором. А ведь у него не спросишь, не уточнишь. И тут уже на помощь приходят родители, которые помогают советами. 

Некоторые делили этот процесс со своими рабочими обязанностями на удаленке. Как итог: детские истерики, непонимание, разногласия. Родители сходятся во мнении, что за счет такого опыта многие еще раз осознали, насколько важен и ответственен труд учителя. Своим мнением поделилась мама первоклассника одной из школ столицы:

- Дистанционное обучение, считаю, это социальный эксперимент на умение контактировать со своими детьми. Первая неделя была сложной. Начинаешь понимать, насколько избалован твой ребенок: с утра не просыпается, капризничает за столом, не хочет смотреть видеоуроки и выполнять задания. Я работаю дистанционно, поэтому мы договорились с мужем помогать с уроками по очереди. Это еще один эксперимент на прочность отношений. Начали ругаться, потому что он кричал на ребенка, а мне как матери было обидно. Моя собственная психика была также на грани. Ужасно раздражало, когда ты диктуешь одну букву, а он пишет другую, или говоришь "переноси на другую строку", а он "лепит буквы".

Первоклассникам, конечно, пришлось тяжелее всех, ведь дети к марту еще не успели адаптироваться. При этом у нас очень ответственный и строгий классный руководитель, который всегда был на связи и проверял домашние работы по всем предметам. Сдать нужно было не позднее этого дня, что усиливало напряжение в семье.

Если нам нужно было пойти в магазин или на базар за продуктами, мы заранее предупреждали ее, что сдадим поздно. Нужно было за день написать по три строчки букв и словарных слов, выполнить 2-3 упражнения по классной и 1-2 по домашней работам, выучить правило и рассказать его на камеру, после чего отправить учителю. И это только по русскому языку. Помимо вышеперечисленного аналогично выполняли работы по математике, чтению (читали произведения, а затем пересказывали или учили наизусть стихотворения и отвечали на камеру), ОНМ (рисовали, читали и рассказывали с рассуждением), этике (то же самое, что и ОНМ), ПДД, английскому языку, физкультуре и рисованию.

В итоге весь день крутился только вокруг выполнения заданий, съемок видеороликов, рисунков и поделок. Порой даже для приготовления обеда или ужина не хватало ни времени, ни желания. Жизнь в изоляции напоминала фильм ужасов. Ребенок стал нервным, я уже не говорю о нас с супругом. Аналогичная ситуация происходила в семьях наших одноклассников, что мы неоднократно обсуждали в группе в социальной сети. Если это продолжится в сентябре, думаю, ничего хорошего из этого не выйдет.

Так как в процессе дистанционной формы образования большую часть материала ученик осваивает самостоятельно, значит, и время для занятий он волен выбирать сам. Обучение школьников на расстоянии позволяет не пропускать занятия по тем или иным причинам. Например, если ученик заболел. Достаточно только включить компьютер и начать занятия. И это без вреда для здоровья. Соответственно, прогулы могут быть сведены к минимуму. 

Однако дистанционное образование делает учеников зависимыми от технических средств. Нельзя не отметить и ограничение личного общения со сверстниками, без которого ученикам также сложно.

Недавно стало известно, что посольство Швейцарии в Узбекистане выделило грант в размере 150 тысяч долларов Центру инноваций, технологий и стратегии при Министерстве народного образования для развития платформы maktab.uz, которая позволит упорядочить дистанционное образование. Система для онлайн-обучения будет дополнена соответствующими уроками, также проект предоставит учителям психологическую и профессиональную поддержку и при необходимости обеспечит компьютерным оборудованием, сообщили в информслужбе МНО.

Каким будет начало учебного года в школах, мы узнаем уже совсем скоро. Пока же мнения участников опроса за и против дистанционной формы обучения расходятся. Окончательное решение за Спецкомиссией.

Кристина Ярулина