$
 12844.21
-11.72
 13508.26
-62.46
 127.35
-0.81
weather
+26
Вечером   +14°

Нукус мирный: как выглядит сейчас столица Каракалпакстана

эта

В городе после недавних беспорядков жизнь понемногу возвращается в привычное русло. Самое популярное слово, которое чаще остальных повторяют в разговорах – «мир». В Нукусе введен режим чрезвычайного положения, на улицах действуют блокпосты, после 21:00 – комендантский час. Однако в дневное время прохожие – не редкость, действует базар, на дверях магазинов висят таблички со словом «открыто».

В городе ездит общественный транспорт, принимают поликлиники. Банкоматы, тоже работают, но только «проводные». Например, возле здания парламента можно без труда снять деньги. Этой возможностью до нас воспользовались еще несколько жителей города. Очередей за снятием денег с пластиковых карт в этом банкомате не было, хотя вопрос сейчас актуальный для жителей города. Пока нет интернета, расчет везде идет наличными. В Нукусе ловит мобильная связь, без проблем уходят смс-сообщения, о последних новостях узнают по телевидению или от знакомых по телефону.

О событиях начала июля напоминают стоящие возле комендатуры автобусы и грузовые машины, а вернее то, что от них осталось. Если подойти ближе, то до сих пор чувствуется запах гари.

Лобовые и боковые стекла спецавтобусов «Исузу» разбиты. 

Все экономически и социально значимые объекты находятся под охраной. Группу вооруженных военнослужащих можно увидеть по всему городу, в том числе возле знаменитого музея Савицкого. Военные стоят с оружием, в бронежилетах. Они здесь для охраны порядка и обеспечения безопасности. Движению прохожих не мешают, люди идут каждый по своим делам, периодически поглядывая на экипированных до зубов бойцов. Один из них рассказал, сколько весит все это снаряжение – больше 10 килограммов. Максимально собранный и серьезный военнослужащий лишь на мгновение позволяет себе улыбнуться, когда его спрашивают о семье – дома ждет семья и двухлетняя дочка.

Один из блокпостов установлен по дороге к Жокаргы Кенесу. Именно сюда направилась в начале июля толпа демонстрантов. На кадрах с систем наружного наблюдения, которые показали сотрудники Национальной гвардии, видно, как стремительно поток людей заполнял площадь перед зданием. Со стороны демонстрантов полетели дымовые шашки. На видео этот момент зафиксирован, видно, как ведут себя собравшиеся. Среди них было много молодых ребят, довольно агрессивно настроенных.

Неоднократно звучали предположения, что толпой управляли – так это или нет, какие были цели у так называемых координаторов, могут рассказать только представители ответственных ведомств, которые ведут следствие, и только спустя время. Сейчас мы видим только кадры живой хроники, которые идут вразрез с волной видео в соцсетях в первые дни. Тогда одни старые к моменту выхода ролики выдавали за новые, подменяли понятия, искажали смысл и старательно очерняли любые действия для обеспечения безопасности населения.

Прошедшие демонстрации 1 и 2 июля нельзя назвать мирными. Люди, которые бросали в военных коктейли Молотова, поджигали покрышки на дорогах, забрасывали камнями спецавтобусы Нацгвардии, явно не были настроены на мир. Поправки в Конституцию – это был не тот вопрос, с которым останавливали машины с номерами других регионов.

О своем случае, произошедшем 2 июля, рассказал житель Бухары Искандар Икромов.

– Я вез бетонные плиты для одной из школ. Ехал из Навоийской области в Нукус на грузовой машине. Сам я работаю водителем, вожу товары на фуре. В городе узнал, что нет возможности выехать обратно, сказали, здесь неспокойно, идут беспорядки. Я не поехал обратно, а машину оставил возле объекта, куда привез груз. Вечером, точное время не помню, пришло много людей. Они меня вытолкали, а затем начали что-то искать в машине, но она же пустая, внутри уже не было груза. Ее подожгли. Мне пришлось ее оставить. Машина не моя, а фирмы. Это моя работа, у меня семья есть, двое детей – один работает, а еще один ребенок учится в восьмом классе. Что будет дальше – пока не знаю.

В какой-то момент вопрос с политически важного аспекта – поправок в Конституцию, который, несомненно, нуждался в обсуждении, перешел на личности. Обстановка обострилась. Начались попытки разобщения исторически братских и дружественных народов. Ошибочно полагать, что мнение агрессивной толпы в первых числах июля отражает мнение простых людей. Это не так, говорит Абдували Раимов из махалли «Жекетерик»: «Мы за мир», добавляет он. В этой махалле из более чем пяти тысяч жителей не было ни одного, кто бы принял участие в демонстрациях – эту информацию подтвердил ее председатель. Житель другой махалли Максет Палымбетов рассказал, что сейчас обстановка спокойная, и людям это крайне необходимо.

– Сейчас нет протестных настроений, – подтверждает военнослужащий Нацгвардии Фахриддин Абдуллаев, который несет службы на четвертом блокпосту в Нукусе. – Создана большая рабочая группа, включающая представителей Жокаргы Кенеса и других официальных ведомств. Каждое обращение граждан своевременно рассматривают. Мы охраняем здания хокимията и парламента. Наша главная задача – обеспечить общественную безопасность, а также условия для работы административных зданий, контролировать движение транспорта. Мы действуем в рамках комендантского часа, соблюдения режима.

После произошедшего диалог с народом стали активнее вести депутаты. Об этом рассказал один из представителей законодательной власти.

– Ситуация у нас нормализуется, – говорит депутат Жокаргы Кенеса Ахмед Реймов. – У нас все стабильно – парламент, министерства работают в нормальном режиме. Депутаты по каждому своему округу работают с народом, проводим встречи и выясняем его проблемы. Раньше такое тоже организовывали, но график был у таких диалогов. Сейчас эти встречи охватывают первостепенные вопросы – обеспечение продуктами, их поставка, чтобы на базарах и в магазинах цены не поднимались, социальные вопросы на контроле – кому нужны лекарства, лечение. Обращения поступают от жителей, по всем вопросам работаем в сотрудничестве с Советом министров Каракалпакстана. Я был на встрече с президентом в субботу, он также затем встретился с гражданами. Жителям рассказали, что никаких изменений в отношении статей 70, 71, 72, 74, 75 Конституции не будет. Сейчас действует комендантский режим, все спокойно. По вопросам поправок у нас, депутатов, ранее были предложения по вопросам экологии, Аральского моря, внимания государства к этому направлению.

Речь идет о статье 40 в обсуждаемом проекте Конституции. Туда включили эти предложения депутатов, которые звучат следующим образом: «Государство в соответствии с принципом устойчивого развития осуществляет меры по улучшению, восстановлению и защите окружающей среды, сохранению экологического баланса. Государство принимает необходимые меры по защите и восстановлению экологической системы, устойчивому социальному, экономическому развитию региона Приаралья».

Депутат уверен, что для возвращения привычной жизни в ближайшее время будут условия.

– Граждане, которые выходили на улицы с демонстрациями, не понимали, им все не разъяснили, – подчеркивает Ахмед Реймов. – Думаю, есть еще люди со стороны, кто их направлял. Кто это делал, я не знаю, они хотели разжечь вражду между народами, между друг другом. Протестующие выходили с подручными средствами, арматурами. Думаю, 80 процентов были в шоковом состоянии, ненормальном состоянии. Сейчас ситуация стабилизировалась. Нам нужно спокойствие. У нас есть условия для этого, чтобы люди учились дальше, работали – льготы есть, возможности.

По указу президента режим ЧП будет действовать до 2 августа. Согласно конституционному закону, досрочно действие чрезвычайного положения полностью или частично можно прекратить, если обстоятельства, послужившие основанием для введения чрезвычайного положения, были устранены. Предпосылки для этого есть уже сейчас. В Нукусе спокойно.

Юлианна Мороз