$
 12855.93
11.93
 13570.72
20.3
 128.16
-0.14
weather
+26
Вечером   +14°

Разрушая культуру молчания: история координатора Nemolchi.uz

-

Nemolchi.uz – независимый информационный проект против насилия в Узбекистане. Платформа была создана в 2017 году, чтобы привлечь внимание к насилию против женщин и изменить отношение общества к этой теме.

Этим летом Nemolchi.uz исполнилось пять лет. Проект ведется исключительно на волонтерской основе. Все авторы и координаторы – это энтузиасты, которые лишь хотят остановить гендерное насилие через просвещение.

Еженедельно авторы публикуют анонимные истории пострадавших от гендерного насилия, далее оказывая им психологическую и юридическую поддержку. Мы поговорили с координаторкой проекта Нигиной Худайбергеновой, чтобы узнать больше о работе команды и том, как меняется отношение общества к этой непростой теме.

Нигина Худайбергенова

Педагог, филолог, координатор проекта Nemolchi.uz 

Про Nemolchi.uz узнала полтора года назад. Сначала просто следила за страничкой в социальной сети. Казалось, что за публикациями стоит работа большого количества людей, но все же решила предложить помощь. Мне ответила основательница проекта Ирина Матвиенко, что я могу попробовать редактировать истории.

В тот момент я работала педагогом и опыта в подобной сфере не было – не думала, что смогу делать что-то кроме редактирования. Позже я начала писать и готовить материалы и со временем меня взяли в основную команду.

Я пришла в проект из помогающей профессии и всегда ощущаю потребность быть кому-то нужной. В Nemolchi.uz получается реализовать себя в этом направлении. В первое время отвечала за редактирование материалов и помню, как однажды подряд попалось пять историй про педофилию. Было тяжело, особенно учитывая, что я педагог. Тогда мне рассказали про сберегательные технологии внутри команды – необходимо всегда правильно рассчитывать силы и откладывать тексты, если чувствуешь, что эмоционально сложно.  

У меня есть потребность помогать

Мы – информационный проект, зарегистрированный как СМИ. У нас нет шелтера и финансирования, наши цели – повышать культуру и осведомленность. В основном составе команды сейчас 16 человек – это авторы, координаторы и редактор.

Проект ведется на русском и узбекском языках. Волонтеров в узбекоязычной редакции – трое основных, остальные помогают по возможности. Авторы, разумеется, всегда нужны в обе версии сайта. 

При проекте также функционируют два Telegram-бота, где возможно получить юридическую консультацию и/или психологическую поддержку. Считаю, что наличие в команде юриста – правильное решение, учитывая наше направление. При подготовке историй и материалов мы часто обращаемся к законодательству, где и требуются разъяснения нюансов со стороны специалиста.

В эмоциональном плане проект тяжелый, но в какой-то момент привыкаешь

В мои задачи входит направлять авторов: подбирать темы, устанавливать сроки и принимать работы, редактировать. Помимо этого, веду координацию проекта в целом. Все коммуникации в онлайн-режиме. Мы стараемся устраивать и офлайн-встречи – пока стабильно раз в две недели. Сегодня уже есть четкое ощущение, что мы команда. К примеру, поддерживаем и подхватываем задачи других в необходимый момент. Это важно, так как все участники – энтузиасты-волонтеры, и этот дух сплоченности нужно поддерживать. Nemolchi.uz – наше детище, но бывает, что волонтеры уходят. Относимся к этому с пониманием – эмоциональная нагрузка в проекте бывает высокой.

Команда посещает тематические мероприятия и конференции. Мы активно участвуем в жизни общества и разрушаем культуру молчания. Публикуемые материалы и истории – не просто текст в интернете – это возможность быть услышанным. Это четкая позиция, что говорить о насилии – нормально, что стыдно должно быть не пережившим насилие, а насильникам. Ведется огромная работа с сознанием людей и радует, что мы видим положительные изменения. К примеру, если заглянуть в комментарии под публикациями, вы скорее увидите понимание и поддержку, нежели осуждение, которого раньше было больше. Разрушать культуру молчания и стыда вокруг насилия – сложно, но возможно. Мы даем много рекомендаций, которые постепенно становятся частью жизни наших читателей. Также важно отметить и влияние на законотворчество, которое исходит не от какой-то конкретной инициативы или СМИ, а от общества, поэтому наша команда лишь стремится повысить осознанность и осведомленность в этих вопросах и моделировать повестку. 

Истории публикуются анонимно, собираем их двумя способами – Google-форма и в личных сообщениях проекта. Бывают случаи, когда пережившие насилие просят указывать при публикации их личные данные, но мы отговариваем, рассказывая о возможных последствиях – для нас на первом месте безопасность обратившегося.

Мы – больше, чем просто страничка в социальной сети

Этот год мы посвятили проблеме сексуализированного насилия – поднимали вопросы недостаточности наказания. За совращение несовершеннолетних и совершение развратных действия в нашей стране предусмотрены довольно маленькие наказания. Думаю, многие помнят случай в школе, где психолог совращал несовершеннолетних девочек средних классов. Мы писали об этом, также работали над анализом законодательства – ужасно, что ранее судимый человек по 128-129 статьям УК, то есть за сексуализированные преступления против ребенка, фактически может снова устроиться на работу в школу. До этого года при устройстве на работу в школы не было обязательства предоставлять справку о несудимости. Так, отбыв наказание, человек может переехать в другой район и продолжить работать с детьми. 

После волны публикаций в сети – с нашей стороны в том числе – был принят указ президента Республики Узбекистан об утверждении национальной программы по развитию народного образования в 2022-2026 годах, где пунктом 11 предусмотрено «Наложение запрета на осуществление трудовой деятельности в общих средних образовательных учреждениях лиц, привлекавшихся к ответственности за совершение противоправных деяний в отношении детей». Это исключает вероятность поступления на работу судимых за сексуализированное преступление против детей.

Записала Валерия Вааде