$
 12844.21
-11.72
 13508.26
-62.46
 127.35
-0.81
weather
+26
Вечером   +14°

Гендерное (не)равенство: что уже сделано, а что предстоит изменить?

равенство Иллюстрация www.coe.int

В статье 18 Конституции закреплено, что все граждане Республики Узбекистан имеют одинаковые права и свободы, равны перед законом без различия пола, расы, национальности, языка, религии, социального происхождения, убеждений, личного и общественного положения. Кроме того, в статье 46 говорится, что женщины и мужчины имеют равные права. Как на законодательном уровне обеспечиваются эти нормы, и что еще можно было бы изменить – об этом рассказывает кандидат юридических наук Лейла Бурханова.

Гендерная принадлежность раскрывается через определенные обществом роли, усвоенные и ожидаемые модели поведения, которые ассоциируются с мужчинами и женщинами. К сожалению, гендерное неравенство сохраняется во многих сферах нашей жизни.

Читайте также: Что сделано для защиты прав женщин?

В Узбекистане несколько нормативно-правовых документов регулируют взаимоотношения в этой сфере. Как было отмечено выше, это Конституция, также основополагающие нормы закреплены в Гражданском, Семейном, Трудовом кодексах.

Что уже действует?

Приняты и специальные законы, направленные на обеспечение равенства. В их числе «О гарантиях равных прав и возможностей для женщин и мужчин» и «О защите женщин от притеснений и насилия».

Читайте также: Какие права женщин закреплены законодательно: отвечает юрист

Законодательно закреплено определение дискриминации по признаку пола, которое подразумевает любое различие, исключение или ограничение, которые направлены на непризнание за женщинами и мужчинами их прав и свобод во всех сферах жизнедеятельности общества.

Кроме того, сеть определение и косвенной дискриминации по признаку пола как создание ситуации, положения или критериев, ставящих лиц одного пола в менее благоприятное положение по сравнению с лицами другого пола.

Основными конституционными принципами обеспечения гарантий равных прав и возможностей для женщин и мужчин в стране являются законность, демократизм, равноправие женщин и мужчин, недопустимость дискриминации по признаку пола, открытость и прозрачность.

Однако не является дискриминацией по признаку пола:

  • установление различий в регулировании отношений, связанных с функциями рождения детей и грудного вскармливания;
  • призыв на срочную военную службу в порядке, установленном законом;
  • принятие на основе законодательства временных специальных мер по обеспечению реализации гендерной политики;
  • особенности охраны труда женщин и мужчин, связанные с охраной их репродуктивного здоровья;
  • предоставление рекомендаций к профессиональной квалификации, основанных на возможностях выполнения обязанностей только лицами определенного пола;
  • установление различий в регулировании порядка и условий содержания в местах содержания под стражей, исполнения наказания и иных мер правового воздействия;
  • меры, направленные на укрепление социального статуса женщин в обществе, обеспечение равных прав и возможностей для женщин и мужчин.

Что можно изменить?

В Республике Узбекистан целесообразно, во-первых, принять меры для практического осуществления принципа равноправия мужчин и женщин. Это возможно сделать в ходе планирования, разработки и реализации специальных документов, положений – уголовных, процессуальных и исполнительских ступеней новых редакций кодексов.

Во-вторых, в полной мере воспользоваться возможностью стимулирования инклюзивной работы с негосударственными заинтересованными учреждениями в области обеспечения гендерного равенства.

В-третьих, в едином документе – Концепции семейной и гендерной политики в Республике Узбекистан – можно было бы четко разграничить задачи семейной политики и гендерной политики, чтобы не допустить ограничения роли женщин семейной сферой.

Лейла Бурханова,

доцент кафедры Ташкентского государственного юридического университета,

кандидат юридических наук