$
 12969.05
-10.08
 13611.02
97.15
 132.19
0.97
weather
+26
Вечером   +14°

Новый закон о штрафных баллах принят Сенатом

Новый закон о штрафных баллах принят Сенатом Баллы

Сенат Олий Мажлиса Узбекистана одобрил закон, вводящий систему штрафных баллов для водителей за нарушения Правил дорожного движения. 

Как новые изменения в законодательстве повлияют на систему штрафных баллов для водителей в Узбекистане?

Этот закон предусматривает лишение водительских прав на срок от 6 месяцев до 3 лет при достижении 12 штрафных баллов. Теперь, после одобрения Сенатом, для вступления в силу закон должен быть подписан Президентом. Стоит отметить, что данный закон уже рассматривался Сенатом 16 августа 2024 года, но был отклонен и отправлен на доработку. Повторное рассмотрение закона стало следствием того, что в 2024 году 22% нарушений ПДД, зафиксированных камерами, были совершены одними и теми же водителями на одном и том же транспортном средстве до 4 раз, 18% - от 5 до 10 раз, 9,5% - от 11 до 20 раз, и 1,3% - от 31 до 40 раз. Особое внимание было уделено тому, что 0,1% водителей, а это около 22 тысяч человек, совершили более 100 нарушений ПДД.

В качестве примера, был приведен случай, когда водитель с 19-летним стажем, совершивший 26 нарушений за год, стал виновником ДТП, повлекшего за собой гибель одного человека и серьезные травмы еще трех. Новый закон вводит административную ответственность за нарушения ПДД, за которые будут начисляться штрафные баллы. В отличие от предыдущей версии закона, где не были установлены минимальные сроки лишения прав, в принятом варианте определено, что при накоплении достаточного количества штрафных баллов, минимальный срок лишения прав составит 6 месяцев. Максимальный срок лишения прав остается прежним – до 3 лет.

Порядок начисления и применения штрафных баллов будет определен отдельным постановлением Кабинета министров. Согласно информации, озвученной ранее, за каждое нарушение ПДД в течение 12 месяцев будут начисляться штрафные баллы. При достижении 12 баллов, водитель будет лишен прав на определенный срок. Кроме того, предполагается, что водители, не нарушающие ПДД в течение определенного периода, будут получать снижение штрафных баллов. Предполагается также, что водители, лишенные прав, должны будут сдавать экзамен для их восстановления. Штрафные баллы будут регистрироваться в электронной системе E-jarimaball, и водители будут получать уведомления по SMS при достижении 8 и 12 баллов соответственно. За проезд на красный свет будет начисляться 2 балла, за обгон - 1,5 балла, за превышение скорости - от 0,5 до 2 баллов, за тонировку без разрешения - 1-2 балла. В ходе обсуждения закона сенаторы также затронули вопрос о том, кому будут начисляться штрафные баллы в случае управления автомобилем по доверенности.

Управление автомобилем без доверенности

Заместитель начальника Службы безопасности дорожного движения (СБДД) Эрали Бозоров разъяснил, что согласно действующему законодательству Узбекистана, передача управления автомобилем близким родственникам разрешена без оформления доверенности. Это означает, что родственники могут управлять автомобилем, не имея при себе доверенности, оформленной на их имя. При этом, для законной передачи управления автомобилем, необходимо, чтобы данные родственников, допущенных к управлению, были указаны в страховом полисе. Это является обязательным условием для того, чтобы родственники могли управлять автомобилем без нарушения закона. В случае фиксации нарушения правил дорожного движения с помощью автоматических камер, владелец автомобиля может обратиться в СБДД для проведения разбирательства. При подтверждении факта управления автомобилем другим лицом в момент нарушения, штрафные баллы будут начислены на водителя, который фактически управлял автомобилем, а не на владельца транспортного средства.

Информационный обмен между ведомствами

По словам Эрали Бозорова, СБДД имеет доступ к информации о лицах, передавших право управления автомобилем на основании доверенности, благодаря интеграции своей информационной системы с другими министерствами и ведомствами. Эта интеграция позволяет оперативно получать необходимые данные и применять соответствующие меры в случае нарушений. В случаях, когда управление автомобилем было передано другому лицу на основании доверенности или по другим законным основаниям, применяется статья 17-1 Кодекса об административной ответственности (КоАО). Эта статья предусматривает административную ответственность лиц за нарушения ПДД, зафиксированные автоматическими средствами фото- и видеофиксации. В частности, собственник автомобиля освобождается от ответственности, если будет установлено лицо, которое управляло автомобилем в момент фиксации нарушения.

Путь к внедрению штрафных баллов

Необходимо отметить, что внедрение системы штрафных баллов в Узбекистане было запланировано еще в 2018 году, однако процесс ее реализации занял продолжительное время. Несмотря на то, что система планировалось к запуску с 1 декабря 2022 года, запуск несколько раз переносили. Законопроект, необходимый для запуска системы, был принят Законодательной палатой в ноябре 2023 года, однако Сенат вернул его на доработку в августе 2024 года.