$
 12697.00
2.04
 13547.70
38.99
 135.05
0.39
weather
+26
Вечером   +14°

Читки из прошлого: «Ильхом» включил машину времени

ильхом

Стоит ли оглядываться на вчерашний день? В театре Марка Вайля ответили утвердительно. Поскольку нынешний сезон – юбилейный 45-й, «Ильхом» решил вспомнить знаковые спектакли, когда-то шедшие в репертуаре. И возродил их всего на один вечер – в виде сценических импровизаций. Результаты получились неоднородными, но любопытными.

Проекту дали ход в декабре. До конца сезона планировали устроить девять читок – по три зимой, весной и летом. Но из-за разных обстоятельств пока ограничились шестью. Каждую предваряло вступительное слово художественного руководителя театра Бориса Гафурова.

Сценические импровизации – еще не совсем спектакль, а эскиз. Вы видите актеров с текстом в руках и приблизительные декорации. Репетиции шли около десяти дней, рассказал зрителям Борис Александрович. Формат читок позволяет в сжатые сроки и без особых финансовых затрат представлять вашему вниманию материал, который нам очень дорог, потому что это такая машина времени. На мой взгляд, очень важно наводить мосты к своим корням. Прошло 45 лет, как мы здесь живем, играем, существуем. Через этот проект возвращаемся к истокам рождения нашего театра, проводим некий анализ, чтобы понять, о чем говорить сегодня и куда двигаться дальше.

Хромые утки

Многие с нетерпением ждали «Утиную охоту» одну из лучших пьес Александра Вампилова, с которой началась история «Ильхома» как репертуарного театра. Тогда он еще назывался ЭСТМ – Экспериментальной студией театральной молодежи. Фрагменты из жизни простого инженера Зилова и его товарищей составили вместе впечатляющую картину опошления чувств.

Марк Вайль писал: «Первый просмотр «Утиной» в апреле 1978 года решил многое. В этот день стало ясно, что мы родились и мы есть. И то, что родились в таком материале, было закономерно… Играли не «драму» героя, а способ – стиль жизни, в котором драмы случаются не от активного столкновения героя с реальностью (как это было в ранних пьесах Розова), а, наоборот, от не столкновения и превращения будней в некий обыденный ритуал, где полулюбовь, полудружба, занятие профессией, увлечение охотой выстраиваются в один утомительный ряд… «Утиная охота» почти энциклопедия психологии «нашего» конформизма. Когда-нибудь ее можно будет поставить как историческую пьесу».

Озвученные Вампиловым и Вайлем вопросы не потеряли актуальности. Но читка, поставленная Борисом Гафуровым, показалась скорее артефактом из прошлого. Собрался хороший актерский ансамбль во главе с Владимиром Юдиным и Натальей Ли, но меня не покидало ощущение, что живут на сцене не в полную силу именно они, а не их персонажи. Впрочем, как всегда была хороша Юлия Плакида, в юмористическом плане выделился Аброр Юлдашев. А в короткой роли засветился Иван Ненашев, ставший звездой в Государственном академическом русском драмтеатре Узбекистана и казавшийся чужим на камерной сцене «Ильхома», где даже его звучный голос выбивался из общего хора.

Фонтан эмоций

Куда ярче воспринималась следующая читка – «Сцены у фонтана» Семена Злотникова, который родился и работал в нашей стране. Когда он принес Марку Вайлю только что написанную пьесу, тот немедленно захотел поставить эту, казалось бы, незамысловатую коллекцию случайных наблюдений за случайными гостями парка. Чуть позже спектакль показали и в Москве, где он наделал очень много шума.

Нынешняя читка, поставленная заслуженной артисткой Узбекистана Мариной Турпищевой, «зацепила» с самого начала. Зал был погружен во мрак, когда послышались голоса Глеба Голендера и Ольги Володиной – и я был бы не против, если бы весь спектакль прошел именно так. Пьеса, впервые показанная в «Ильхоме» в 1981 году, смогла и сегодня вызывать множество эмоций, постоянно «пробивать» зрителей на смех – и не всегда веселый. Слишком узнаваемыми получились мотивы и поступки героев, которых так убедительно сыграли уже названные мастера сцены, удивительный Алексей Писцов, совсем молодые актеры Рафаэль Бабаджанов, Петр Кирюхин и другие.

Здесь ожило все то, что разглядел в постановке сам Марк Яковлевич. Он вспоминал: «С. Злотников выпустил на волю восемь человек, бьющихся в конвульсиях от желания любить и бороться за доброе и вечное. Их земные простые (хотите примитивные) поступки и действия оборачивались космосом, в котором все хотели добра, но творили противоположное, все хотели любви, но не умели любить. Все говорили слова, но никто никого, как водится, не слышал…».

Дракон внутри

Лучшей постановкой «Ильхома» за весь сезон можно назвать показанную в мае читку «Дракон-сказка» Евгения Шварца. Конечно, тут важна блестящая драматургическая основа, но чувствуется, с каким вдохновением работала труппа, сколько сил она приложила, чтобы создать нечто столь энергичное и злободневное. Это щедрый подарок публике под занавес не самого богатого событиями сезона. И настоящий успех режиссера Бориса Гафурова и всей команды театра, превратившей импровизацию в практически полноценный спектакль. На своем месте оказался каждый артист, что редкость. Но особенно глаз было не оторвать от Рустама Мусакулова в заглавной роли и Марины Турпищевой в образе бургомистра, со всеми их поразительными актерскими находками. Точно попали в персонажей Владимир Юдин, Глеб Голендер, Миша Сафарян и другие.

Марк Вайль в свое время обнаружил самые ранние редакции «Дракона» в московском архиве, благодаря чему в 1983 году ташкентцы первыми в стране посмотрели спектакль без цензурных правок, таким, каким его изначально задумывал Шварц. Это обернулось для театра усилившимся давлением со стороны советских властей. Марк Яковлевич писал: «В «Ильхоме» накопилась критическая масса некой энергии, потребовавшая выхода в масштабном экспрессивном спектакле, прямом разговоре о добре и зле, о лживой идеологии, парализующей, калечащей людей… Совпали настроение, взгляд режиссера, актеров с жизненной ситуацией. Они нашли в пьесе мотивы и сыграли не только о недавнем прошлом, актуальном для них в то время настоящем, но и предсказали не столь отдаленное будущее – время грядущих перемен, случившихся в СССР через четыре года».

Как доказала недавняя читка, нисколько не померкли авторские идеи о внешней и внутренней несвободе, о соглашательстве и покорности перед лицом зла, о том, что дракон может таиться в любом из нас. Сам сюжет взят из сказок народов Юго-Восточной Азии, но легко понять, почему советские цензоры запретили пьесу уже после первого показа в 1944-м – на долгих 18 лет. Слишком универсальными вышли герои и ключевые темы. Потому, думается, «Дракон-сказка» в версии 2021 года мог бы стать хитом репертуара для любого театра. Увидим ли мы его снова в «Ильхоме»? Хотелось бы надеяться, иначе всем не попавшим на читку остается только кусать локти.

***

Еще два спектакля в рамках читок взял на себя Максим Фадеев. Любитель экспериментов представил свое видение пьес «Играем Стриндберга» Фридриха Дюрренматта и «Дом, который построил Свифт» Григория Горина. Также состоялся режиссерский дебют ведущей актрисы театра Натальи Ли. Она поставила сценическую импровизацию по пьесе Людмилы Разумовской «Дорогая Елена Сергеевна», которая шла в «Ильхоме» в 1983 году (режиссером был тогда Марк Вайль). По отзывам, получилось неплохо.

Что же касается продолжения ретроспективных читок, то ранее в театре назывались несколько претендентов. Среди них – «Счастье мое» А. Червинского, «Прощай, овраг» К. Сергиенко, «Арт» Я. Реза, «Мой белый Мерседес» А. Шипенко и «Магомед, Мамед, Мамиш» Ч. Гусейнова. Какие из них покажут зрителям? Узнаем уже в новом сезоне.

Рамиль Исламов.

Фото предоставлены театром «Ильхом».