$
 12844.21
-11.72
 13508.26
-62.46
 127.35
-0.81
weather
+26
Вечером   +14°

Мадина Турсунова: «Защита авторского контента – моя правовая стихия»

Главная

Юридическая поддержка медиа – это новое требование современности, которое постепенно становится нормой и очевидной потребностью медиапространства Узбекистана. Сегодня в массы ежедневно поставляется неизмеримый объем информации – это полезный, развлекательный, коммерческий контент, который создается не только журналистами и блогерами, но и обычными пользователями. 

Мы наблюдаем трансформацию и становление медиасферы, как популярного бизнес-сегмента. Так, все процессы, связанные с производством и распространением и передачей оригинального контента нуждаются в юридической поддержке и правовых разъяснениях.

С 2019 года в Узбекистане ведет активную деятельность проект «Клиника юридической поддержки медиа, журналистов и блогеров Узбекистана» при Центре развития современной журналистики. Проект направлен на повышение уровня правовой осведомленности в медиасфере.

Подробнее о работе клиники и новых правовых тенденциях информационного пространства мы поговорили с юристом по защите интеллектуальной собственности, патентным поверенным и медиаюристом Мадиной Турсуновой.

Юрист в сфере медиа 

Юриспруденция – широкая отрасль, которая включает в себя множество институтов. Так, юрист, специализирующийся на регулировании информационных отношений, связанных с деятельностью СМИ и распространением информации получил приставку «медиа». Этот термин, разумеется, пришел к нам из-за рубежа, где эта сфера рассматривается в более широком смысле.  

Юридическая поддержка медиа – новое требование современности. 

Появление экспертов в этой области обусловлено новым этапом и быстрым развитием медиапространства. Сегодня все чаще возникают спорные вопросы, которые ранее отсутствовали в принципе или же не придавались огласке. В грамотной консультации нуждаются учредители СМИ, главные редакторы, журналисты и простые пользователи информации. Связано это во многом с тем, что до недавних пор не было должного правового просвещения, а имеющиеся в открытом доступе законодательные акты и постановления не всегда легки в применении на практике.  

Как все начиналось

Первый этап клиники юридической поддержки медиа, журналистов и блогеров начался в 2019 году. Отмечу, что этот проект подготовлен главным редактором Anhor.uz Лолой Исламовой и директором ЦРСЖ Саидой Сулаймановой, которые на личной практике понимали, что медиасфера Узбекистана нуждается в юридической поддержке и просвещении. 

В зарубежных странах формат «Юридической клиники» был популярен всегда, особенно на базе учебных заведений. Связано это с тем, что посещение адвоката – дело недешевое, поэтому эта социальная инициатива студентов юридических факультетов была востребована среди широкой аудитории. Постепенно этот опыт пришел и к нам.  

Юридические клиники по оказанию бесплатной правовой помощи населению действуют при Ташкентском государственном юридическом университете и Университете мировой экономики и дипломатии. Работая в клинике, студенты третьего и четвертого года обучения получают опыт коммуникации и консультирования по всем отраслям права, применяют законы на практике. Деятельность юридической клиники, конечно же, ведется под руководством практикующих юристов и преподавателей.  

В нашем же случае клиника создана для конкретной целевой аудитории – медиа, журналисты и блогеры, а консультации оказывают практикующие юристы. В проект меня рекомендовали в первую очередь как юриста, занимающегося защитой интеллектуальной собственности, – в работе медиа всегда присутствует тема авторских прав и использования чужого контента. Я также ранее преподавала в Ташкентском государственном юридическом университете такие дисциплины как «Гражданское право», «Информационное право», «Право интеллектуальной собственности». Это смежные отрасли, которые непосредственно соприкасаются с темой защиты прав субъектов информационного пространства.

 Этап очных консультаций

В течение года мы проводили тренинги по всей республике для журналистов, блогеров, сотрудников пресс-служб государственных органов, студентов-юристов и журналистов. 

В 2019 году консультации проводились в традиционном очном формате. Шесть дней в неделю в офисе центра дежурил один из трех юристов, к которому можно было обратиться с запросом и получить бесплатную консультацию в рамках медиаправа. Признаюсь, в начале посетителей было мало, что скорее всего связано с недостаточной информированностью о деятельности клиники. 

По итогу работы мы выпустили практическое пособие «100 вопросов в сфере СМИ», которое разработано на основе обращений журналистов, блогеров и представителей средств массовой информации в рамках работы юридической клиники. Материалы представлены на русском и узбекском языках, и доступны для скачивания.

 Медиаправо + медиаграмотность 

Проект клиники состоит не только из проведения консультаций, так, не менее важная его часть – проведение тренингов, где мы повышаем правовую и медиаграмотность. В этой сфере необходимо знать и уметь применять на практике не только нормы законов, но и современные тенденции, развивающие медиаграмотность. Именно поэтому все мероприятия проводятся дуэтом медиаюриста и медиатренера.  

Мы рассказываем об инструментах проверки информации и о том, как предупредить то, что может привести к нарушению законодательства. Обсуждаются также вопросы профессиональной этики журналистов. Мы не даем сухую юридическую информацию, а рассматриваем сферу в целом и детально, выстраивая полноценную картину. 

Основная ответственность журналиста – проверка распространяемой информации на достоверность. 

Отмечу, что низкая правовая грамотность связана отчасти с тем, что даже если прочитать законы, мало что будет понятно на практике. Одно дело, когда это написано на бумаге, а другое – применение на практике в отношении конкретных ситуаций. Поэтому наши обучающие встречи посвящены разбору реальных кейсов и постоянному диалогу. Простая демонстрация отрывка из закона ничем не поможет СМИ, нужны реальные навыки и рабочие инструменты. 

Спрашивают чаще всего 

Доступ к информации – самая популярная тема. К сожалению, журналисты и граждане часто сталкиваются со сложностями и ограничениями в процессе получения каких-либо данных. Если редакция направляет официальный запрос в ведомство, то по закону «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления» для СМИ есть особые сроки и гарантии на получение информации.  

Так, государственный орган должен ответить в течение семи дней, если этого не происходит – нарушается закон. В клинику было направлено большое количество запросов именно по этой теме. И дело здесь в том, что в настоящее время не установлены прямые нормы ответственности за нарушение сроков предоставления информации, что и приводит к их пропуску. Запрос на получение информации от государственного органа может подавать и физическое лицо (не СМИ), но в таком случае ответ предоставляется в течение 15 дней. 

Также журналисты и блогеры обращаются с вопросами касательно реакций государственных ведомств на критические материалы. И третья тема – препятствие присутствию журналистов на мероприятиях или настоятельные просьбы не публиковать или удалить материалы в случае непредвиденных обстоятельств. 

Клиника сегодня

Во время пандемии клиника предоставляла и продолжает предоставлять консультации в онлайн режиме. Запрос юристам можно оставить на сайте медиаклиники. В последнее время стала популярна услуга, в рамках которой юристы проводят проверку журналистских материалов и дают рекомендации по коррекции текста, для того чтобы текст не нарушал законодательные нормы. 

Клиника юридической поддержки медиа, журналистов и блогеров Узбекистана продолжает свою работу. За все время существования она уже предоставила более 600 консультаций для журналистов, блогеров, сотрудников пресс-служб. В тренингах по медиаправу приняли участие более 200 человек – эта цифра достаточно большая для нашего медиапространства.  

Основная задача команды сегодня – внести существенный вклад в повышение правовой и медиа грамотности всех участников сферы, оказать содействие в профессиональной деятельности, а также сформировать новый пласт медиаюристов. 

 

Валерия Вааде 

Фото Михаила Лагутина