$
 12844.21
-11.72
 13508.26
-62.46
 127.35
-0.81
weather
+26
Вечером   +14°

За кулисами события: Владимир Спиваков в Узбекистане

концерт Спивакова

Из-за пандемии заметно поубавилось число приезжающих к нам зарубежных артистов, потому каждый их визит уже в радость. Тем более когда речь идет о звездах такого уровня, как Владимир Спиваков и руководимый им Национальный филармонический оркестр России, выступавший, пожалуй, со всеми великими дирижерами и солистами современности. Недавние благотворительные концерты коллектива в Ташкенте и Самарканде можно назвать одним из главных культурных событий весны. Наш материал – о подробностях их подготовки и проведения, а также о том, чем поделился сам маэстро.

Кто?

– Уже несколько лет подряд мы устраиваем в республике культурные мероприятия вместе с известными партнерами – Мариинским театром, «Современником», Национальным филармоническим оркестром России и другими, – говорит заместитель директора Фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт» Натэлла Качалина. – Эти два концерта организовали при содействии Фонда развития культуры и искусства при Министерстве культуры Узбекистана. Очень рады такому сотрудничеству и надеемся, что оно будет долгим и плодотворным.

Где?

Для выступлений под открытым небом выбрали две площади – перед ГАБТом имени Навои в Ташкенте и Регистан в Самарканде. Правда, первый вечер сорвал внезапный ливень, из-за чего сутки спустя концерт решили дать уже в помещении – во Дворце международных форумов «Узбекистан».

Публика собралась понимающая. Это неслучайно, ведь все билеты бесплатно получили ребята из музыкальных учебных заведений и спецшкол-интернатов для детей с инвалидностью, преподаватели, деятели культуры, а также журналисты, блогеры и молодежные активисты.

Что?

– На открытом воздухе глупо исполнять сложные симфонические произведения, поэтому мы сразу решили взять фрагменты из оперной классики. Это самый популярный вариант open air в мире на протяжении уже несколько десятилетий, после знаменитого концерта «Три тенора» в римских термах Каракаллы, – комментирует Георгий Агеев, являющийся директором НФОР со дня его основания. До этого заслуженный работник культуры России возглавлял «Виртуозов Москвы» и крепко сдружился со Спиваковым.

Программу «Оперные звезды XXI века» составили фрагменты из творений Чайковского и Пуччини, Масканьи и Чилеа. Национальный филармонический оркестр часто играет их и на самых серьезных мероприятиях. А петь с коллективом выбрали дуэт ярких молодых вокалистов из Большого театра России.

– В Москве успешно работают два очень востребованных оперных солиста из Узбекистана – героический тенор каких мало Нажмиддин Мавлянов и лирико-драматический тенор Бехзод Давронов, которого мы и позвали выступить на родине, – продолжает Георгий Евгеньевич. – Бехзод возник на российской сцене внезапно, а сейчас уже исполняет несколько заглавных и центральных партий. В свое время вы наверняка воспринимали его как большой талант, но теперь это уже по-настоящему ограненный бриллиант с блестящими карьерными перспективами. У него феноменальный голос, даже в Европе таких мало. Очень высоко о нем отзывается и Владимир Теодорович Спиваков, и главный дирижер и музыкальный руководитель Большого театра Туган Сохиев. А вместе с Бехзодом мы пригласили русскую красавицу Екатерину Морозову. Она училась в Санкт-Петербурге, набиралась мастерства под началом Валерия Гергиева и теперь ведет весь центральный сопрановый репертуар в Большом. Их голоса сочетаются очень хорошо.

Как?

Обманчиво легко играл оркестр, уверенно направляемый Спиваковым. Было видно, что и сам дирижер, и музыканты получали удовольствие от красоты мелодий великих авторов. Некоторые даже словно пританцовывали на своих местах. Да и оба солиста исполняли сложнейшие эмоционально и технически арии так, будто они не стоили им никаких видимых усилий. Лишь профессионалы знают, какой труд стоит за этим.

Концертное время пролетело быстро, потому зрители не спешили прощаться. Долгие овации, и вот – к радости публики – на бис зазвучала «Застольная» из вердиевской «Травиаты». Потом – вновь продолжительные аплодисменты стоя и вновь игра на бис. Общие впечатления с юмором подытожила соседка по залу: «Не зря вчера страдали под дождем».

Слово – маэстро

В программу поездки вошли не только концерты, но и мастер-классы, осмотр достопримечательностей, встреча с творческой интеллигенцией и прессой. И в прошлые визиты, и в нынешний довелось убедиться в том, что Владимир Теодорович сразу располагает к себе, держась в общении просто и одновременно с достоинством. Интересному и вдумчивому собеседнику было что рассказать.

Об Узбекистане

– Ваша страна занимает особое место в моем сердце. Часто бывал здесь с концертами и навсегда сохранил теплые воспоминания о тех выступлениях и прекрасной публике. Как-то в зале «Бахор» мы даже собирали щепки от разбитых дверей – с таким напором люди пытались прорваться в зал, влезали даже через окна!

О связи человека и музыки

– Музыка несет людям свет. В ней нет агрессии. Она незаметно, но тонко учит добру, состраданию, ответственности.

Скажем, за пару дней до ташкентского выступления я провел в Москве большой концерт к 100-летию со дня рождения академика Сахарова. Не был лично знаком с Андреем Дмитриевичем, но помню и гонения на него, и ссылку. Нельзя не преклоняться перед ним, если понимаешь значение его трудов, то, что он сделал для страны и морали. Будучи одним из создателей ядерной бомбы, Сахаров осознавал, каких жертв может стоить прогресс, считал, что никому не выиграть атомную войну и что разобщенность человечества угрожает нам гибелью. Однако мы и сегодня наблюдаем такие печальные примеры, да и ядерная гонка продолжается…

Я долго думал, как раскрыть такую масштабную личность через музыкальные произведения. И выбрал среди прочих «Казнь Степана Разина» – редко исполняемую вокально-симфоническую поэму Шостаковича. Она о XVII веке, но остается актуальной, ведь история движется по спирали, а гении вроде Шостаковича всегда попадают в точку. Смысл его творения: не надо думать, что народ глуп и ничего не понимает. Это не так.

Концерт был трудным психологически, Шостакович не сразу отпустил меня – потом еще полночи его слушал. Думаю, такое состояние знакомо многим дирижерам. Музыка не дает возможности отдохнуть, успокоиться.

О благотворительности

– Многие не понимают: когда вы отдаете, то и сами получаете. Лучшее, что может сделать человек – изменить чью-то судьбу, помочь кому-то. Надо стараться.

У меня не такие большие возможности, но получается что-то делать через свой международный благотворительный фонд. Например, мы ежегодно устраиваем смотр талантливых детей. Даже в этом году, невзирая на пандемию, смогли привезти ребят из 42 стран. Поддерживаем их стипендиями. Скажем, три года старались вернуть к нормальной жизни Олесю Суворкину, тогда только-только поступившую в консерваторию и внезапно сильно заболевшую. А неделю назад она вошла ко мне в кабинет на своих ногах, в руках – пирог, который сама испекла. Это была огромная радость и потрясение.

Другой случай – Мария Дуэньяс, дочь полицейского и преподавательницы из Испании. Услышав выступление девушки, понял, что ее способности сможет развить известный скрипач Борис Кушнир, живущий в Вене. Оплатил расходы и договорился с ним. Мария занималась там три года и стала выигрывать один смотр, второй, третий… Одержала победу и на моем Международном конкурсе скрипачей. Недавно она в свои 18 лет получила первый приз на Международном конкурсе Иегуди Менухина в американском Ричмонде. Ей на два года предоставили возможность играть на скрипке Страдивари!

О спорте

– Человек слаб, но благодаря спорту может почувствовать в себе силу и многого достичь. Я давно занимаюсь спортом, получил второй разряд по боксу. И даже если не тренируюсь, то несколько часов в день за дирижерским пультом вполне заменяют эту нагрузку.

О движении вперед

– Думаю, человечество развивается благодаря интересам и идеям. Первые – нечто кратковременное, но люди их любят. Однако именно идеи по-настоящему двигают общество вперед, за ними будущее.

Лично мной руководит стремление идти навстречу призванию, которое почувствовал когда-то. Путь этот бесконечен, ведь совершенство – как линия горизонта, к ней можно стремиться, но нельзя достигнуть. Я всегда помню: любая вершина – последний шаг перед спуском.

Рамиль Исламов.

Фото предоставлены Фондом развития культуры и искусства при Министерстве культуры.