$
 12829.07
-15.14
 13344.80
-163.46
 124.91
-2.44
weather
+26
Вечером   +14°

Какие права есть у граждан при участии в выборах и в каком порядке рассматривают жалобы на нарушения – отвечает юрист

выборы

24 октября 2021 года народ нашей большой страны будет участвовать в выборах президента Республики Узбекистан. Избирательная кампания стартовала 23 июля этого года.

В этом политическом мероприятии участвую пять партий: Экологическая партия, Народно-демократическая партия (НДПУ), Либерально-демократическая партия (УзЛиДеП), Демократическая партия «Миллий тикланиш» («Национальное возрождение») и партия «Адолат» («Справедливость»), которые выдвинули по одному кандидату.

Подготовка к выборам президента идет на фоне активизации процессов реформирования и демократизации общества, возросших общественно-политической активности, гражданской ответственности людей, а также их требовательности в оценке хода реализуемых реформ. В этом контексте особое значение приобретают гарантии осуществления и судебная защита избирательных прав граждан.

Конституция гарантирует избирательное право гражданам – они могут выбирать и быть избранными, закреплены свобода волеизъявления и тайна голосования.

Право избирать имеют граждане Республики Узбекистан, достигшие 18 лет. Каждый избиратель имеет один голос.

Каждому гражданину Узбекистана гарантируется судебная защита его избирательных прав, возможность обжалования в суд незаконных действий избирательных комиссий, государственных органов, должностных лиц, общественных объединений. Законом не допускается прямое или косвенное ограничение избирательных прав граждан за исключением требований, установленных законодательными актами о выборах. Воспрепятствование путем насилия, обмана, угроз или другими действиями осуществлению гражданами права избирать и быть избранными, участвовать в референдуме, вести предвыборную агитацию, а также подлог документов, заведомо неправильный подсчет голосов, допущение иных нарушений влекут ответственность в соответствии.

В соответствии со статьей 117 Конституции не могут быть избранными и не участвуют в выборах граждане, признанные судом недееспособными, а также лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. В любых других случаях прямое или косвенное ограничение избирательных прав граждан не допускается.

В Конституции закреплены гарантии на судебную защиту прав каждого гражданина. Судебный порядок рассмотрения жалоб граждан на нарушения избирательных прав имеет весьма существенные преимущества перед административным порядком, производимым избирательными комиссиями. Прежде всего, он осуществляется органом, независимым от кого бы то ни было и подчиняющимся только закону. Вместе с тем, он обеспечивает беспристрастное рассмотрение дела, ибо суд совершенно не заинтересован в том или ином результате их рассмотрения. Так, в статье 44 Конституции включена специальная норма о возможности обжалования в суд незаконных действий государственных органов, должностных лиц, общественных объединений, также нарушающих и избирательные права граждан.

За последние пять лет произошли изменения в избирательном законодательстве нашей страны, направленные на совершенствование национальной системы и практики проведения выборов. Предстоящие президентские выборы впервые будут проходить на основе Избирательного кодекса, принятого 25 июня 2019 года, который регулирует отношения, связанные, в том числе с подготовкой и проведением выборов.

В этом нормативно-правовом документе также предусмотрены и гарантии соблюдения избирательных прав граждан. В статье 101 определен порядок рассмотрения избирательными комиссиями обращений физических и юридических лиц.

В частности, избирательные комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период проведения избирательной кампании обращения физических и юридических лиц о нарушении требований кодекса или по другим вопросам организации выборов и предоставлять письменные ответы в трехдневный срок, а по обращениям, поступившим менее шести дней до выборов либо в день голосования, — незамедлительно.

В Избирательном кодексе предусмотрена и процедура рассмотрения жалоб на решения избирательных комиссий, в соответствии с которой решения избирательных комиссий могут быть обжалованы органами политических партий, выдвинувшими кандидатов, кандидатами, доверенными лицами, наблюдателями и избирателями в суд в течение пяти дней после принятия решения. Решения Центральной избирательной комиссии могут быть обжалованы в Верховный суд в течение пяти дней после принятия решения. Жалоба должна быть рассмотрена в течение трех дней после ее поступления, а если до дня выборов осталось менее шести дней, — незамедлительно. Лица, подавшие жалобу, имеют право непосредственно участвовать при рассмотрении жалобы.

Согласно главе VI Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности, законодателем предусмотрено привлечение к ответственности за:

  • вмешательство в деятельность Центральной избирательной комиссии, избирательных комиссий, комиссий по проведению референдума, а равно создание препятствий их работе;
  • неисполнение решений Центральной избирательной комиссии, избирательных комиссий, комиссий по проведению референдума, а равно неправомерный отказ в рассмотрении их обращений, нарушение без уважительных причин сроков их рассмотрения;
  • нарушение прав кандидата, доверенного лица, наблюдателя или уполномоченного представителя политической партии;
  • опубликование или распространение иными способами заведомо ложных сведений о кандидате, политической партии с целью воздействия на результаты выборов;
  • умышленное уничтожение или повреждение информационных, агитационных материалов, размещенных на зданиях, сооружениях или в других местах, в ходе подготовки и проведения выборов или референдума;
  • нарушение порядка финансирования выборов или референдума;
  • нарушение порядка опубликования (обнародования) результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов или референдума, а также иных исследований, связанных с выборами или референдумом.

В статьях 146 и 147 Уголовного кодекса Республики Узбекистан установлена ответственность за нарушение тайны голосования, подлог избирательных документов или документов референдума, внесение фиктивных записей в бюллетени или в подписные листы, заведомо неправильный подсчет голосов, совершенные при организации, проведении выборов или референдума должностными лицами, представителями политических партий или органов самоуправления граждан, членами инициативных групп или избирательных комиссий либо комиссий референдума.

Бурханова Лейла

доцент Ташкентского государственного юридического университета