$
 12848.38
27.91
 13512.64
42.17
 120.07
-2.19
weather
+26
Вечером   +14°

Новая роль Узбекистана в региональном сотрудничестве

узбекистан флаг

С момента распада Советского Союза многие международные эксперты подчеркивали полное фиаско «регионализации» Центральной Азии, утверждая она никогда не реализуется в жизни. Это было обусловлено отсутствием взаимопонимания между странами региона, амбицией лидеров и элит, разными подходами к решению проблем по воде, энергетике, торговле, границам. На все это накладывался постоянное вмешательство в дела региона крупных держав и их политика по принципу «разделяй и властвуй». Именно эти гегемоны стремились распространить мнение об отсутствии воли в Центральной Азии к образованию региона.

Отсутствие компромисса между двумя стабилизирующими якорями Центральной Азии – Узбекистана и Казахстана, долго державшийся в стороне от геополитических изменений в регионе Туркменистан, бесконечно конфликтующие Кыргызстан и Таджикистан, и вдобавок живущий в течение десятилетий войной Афганистан, подтверждали правоту вышеуказанных предположений. Все это снижало эффективность работы Узбекистана в региональных организациях, таких как СНГ, ШОС, в европейских и трансатлантических организациях и программах. Причина – отсутствие единого подхода между странами Центральной Азии к будущему региона. Именно из этих соображений Узбекистан отсутствовал в ОДКБ, в Тюркском совете, в ЕАЭС…

Однако приход к власти Шавката Мирзиёева в Узбекистане в 2016 году полностью изменил ситуацию. Когда Узбекистан провозгласил новый принцип своей внешней политики – «ноль проблем с соседями» – многие, даже международные организации не верили что накопившиеся проблемы могут быть решены. Время показало всем соседям, что сотрудничество позволяет им решать свои и региональные проблемы, и при взаимном желании в обозримом будущем это может быть поднят на качественной иной уровень к удовлетворению потребностей всех стран Центральной Азии. Это было достаточно для того, чтобы обеспечить Узбекистану ведущую роль в регионе.

О главном приоритете региона Центральной Азии во внешней политике Узбекистана было заявлено Президентом Мирзиёевым и с трибуны ООН, в ходе выступ­ления на 72-й сессии Генассамблеи 19 сентября 2017 года. «Мирная, экономически процветающая Цент­ральная Азия - наша важнейшая цель и ключевая задача», - отметил тогда лидер Узбекистана.

Лидерство в регионе автоматически изменило подход Узбекистана к региональным организациям. Узбекистан стал наблюдателем в Евразийском экономическом союзе, вступил в состав Тюркского Совета. Однако выстраивать взаимоотношения с ЕАЭС Узбекистан планирует исключительно с учетом национальных, и самое главное региональых интересов.

Инициированная Президентом Узбекистана Мирзиёевым в 2017 году Консультативная встреча глав государств Центральной Азии стала важным фактором углубления регионального сотрудничества. Что стало стало очень большой неожиданностью для США, которые пытаются закрепить за собой такой же подход к региону по модели «С5+1»

Официальный Ташкент стал инициатором много новых региональных проектов в рамках ШОС, «Один пояс, один путь», Из них нужно особо выделить стремления интеграции Афганистана в Центральной Азии. Как отмечал Мирзиёев, “Мирному, устойчивому развитию этой страны также будет способствовать вовлечение Афганистана в региональные торгово-экономические процессы.”

Международная конференция по Афганистану в 2018 году и Международный форум по вызовам и возможностям в Центральной и Южной Азии в июне этого года показали миру что Узбекистан уже играет очень важную роль в социально-экономическом возрождении Афганистана.

Совместная борьба стран ШОС на поддержку нуждающихся слоев населения и сокращение бедности, о совместном противодействии новой коронавирусной инфекции, а также о сотрудничестве в области цифровой экономики – все эти инициативы Президента Узбекистана в Саммите ШОС были одобрены и включены в Московскую Декларацию.

Президент Мирзиёев, участвуя и выступая на международных и региональных форумах высокого уровня, делает упор на актуальность расширения сотрудничества стран региона в транспортно-коммуникационной сфере, обеспечения эффективного функционирования существующих и формирования новых транспортных коридоров.

Тут можно выделить инициативы по развитию транспортно-коммуникационных связей в СНГ, Трансафганский коридор «Термез – Мазари-Шариф – Кабул – Пешавар», автомобильная и железная дорога «Китай – Кыргызстан – Узбекистан», транспортный коридор Центральная Азия-Турция, железная дорога Китай-Киргизия-Узбекистан и т.д.

Лидер обычно появляется в ответ на ожидания окружающих: «Нам нужен лидер». Лидерство Узбекистана в Центрально-Азиатском регионе тоже было жизненно необходимо для общего развития.

Благодаря этому лидерству Центральная Азия становится полем мирной конкуренции и самостоятельным субъектом международных отношений, способным на равных говорить с внешними игроками.