$
 12825.01
12.71
 13552.19
19.84
 128.62
0.25
weather
+26
Вечером   +14°

Побег от настоящего в..: в «Ильхоме» прошла премьера «Трех сестер»

- Фото Анатолия Кима

Премьера в «Ильхоме» пьесы Антона Чехова «Три сестры» началась с чемоданного настроения, в безвременье, в точке без названия, из которой героини стремятся в...

…тот самый город. Нет, в постановке дебютировавшего режиссера Натальи Ли название мечты, иллюзии счастья главных героинь, их ускользающей цели так и не прозвучит.

А чемоданы здесь повсюду. Они будут и столом, и диваном, и поездом, и лошадью, и даже детьми, которых уводят от места пожара. Эти символы ожидаемого отъезда одновременно выполняют необходимые функции по сюжету и, вместе с тем, во время всего спектакля не позволяют забыть о главной цели трех сестер. Как будто она выше всего того, что происходит вокруг. Выше быстротечных диалогов, смены времен года, да и самой жизни. Здесь ее нет, а вот там, в этом замечательном и лучшем месте на Земле, она непременно начнется. Три сестры готовы уехать в сию же минуту, вот ровно с этими чемоданами, которые удачно вписал в постановку разработчик концепта дизайна спектакля – Бабур Исмаилов.

«Ильхом» приучил зрителей к экспериментам. Оттого так неожиданно и, конечно, интересно на сцене видеть классику как она есть.

«Это второе за 47 лет обращение театра «Ильхом» к этому великому автору», – отметил перед премьерой художественный руководитель театра Борис Гафуров.

В репертуаре несколько лет был спектакль в постановке Марка Вайля по ранним комедиям этого же писателя под названием «Лаборатория доктора Чехова». Он с успехом шел не только на сцене ташкентского театра, но и на зарубежных площадках в рамках гастролей.

Чехов в «Ильхоме» в 2022 году уже не комедийный. Теперь здесь больше открытых вопросов, поисков себя и смыслов, больше пауз. Вероятно, время определяет выбор. Размышления героев, прописанные автором столетие назад, звучат по-прежнему актуально.

Антон Павлович на протяжении всего спектакля здесь же – на стене висят инициалы автора. Его «Трех сестер» ставили ни один десяток раз в других театрах. С классической постановкой в Ташкент приезжал «Современник».

Режиссерский дебют Натальи Ли в этом плане поражает своей храбростью, ведь непременно будут сравнивать. Образы ильхомовских «Трех сестер» близки к литературному источнику, при этом дополнены характерными штрихами.

У старшей сестры и заслуженной артистки Узбекистана Ольги Володиной – одно имя. Ее чемодан не спутаешь с другим – из него выглядывает кусочек свадебной фаты, отсылка к так и не свершившемуся замужеству, место которого заняла выматывающая работа в гимназии. Белое платье, окутывающее ее, как облако, как будто приближает к этой эфемерной цели. «Еще немного, и мы узнаем, зачем мы живем, зачем страдаем», – героиня Ольги Володиной в этом спектакле преисполнена светлой надеждой.

На контрасте с ней играет Азиза Примкулова. У ее Маши бунтарский характер, какой только может быть в этой ситуации. Она не любит своего мужа, во всех смыслах хорошего Кулыгина (Владимир Юдин), а стремится к Вершинину (Рафаэль Бабаджанов), который из «влюбленного майора» вырастает во «влюбленного подполковника».

Если в пьесе Чехова Прозоров (Эмиль Хайрулин) – надежда сестер на скорейший отъезд в город N, человек, с которым связаны их иллюзии о счастливой жизни, то в спектакле брат уходит в тень, становясь больше объектом насмешек, нежели рыцарем-спасителем.

Жена Прозорова – Наталья Ивановна (Элина Климова), перетягивая на себя внимание зрителей, удивляет смешением таких разных характеров, которые настолько органично уживаются в одном герое. Совершенно необычным образом выступает в этом спектакле штабс-капитан Солёный. За эту роль взялась Клавдия Безматерных, у которой Василий Васильевич предстает жёстким, резким и своенравным персонажем, как софит, подсвечивающий несовершенства остальных.

Если для принятия Вершинина (Рафаэль Бабаджанов) и Тузенбаха (Пётр Кирюхин) зрителям понадобится толика воображения, то вот с военным доктором Иваном Романовичем это прямое попадание в цель. Александр Златин, всецело растворяясь в своем герое, чувствует себя в этой роли настолько свободно, что создается ощущение, что для всех эта постановка премьера, и только для него для него – знакомый много лет спектакль.

На премьеру «Трех сестер» в ноябре были проданы все билеты. Ближайший шанс увидеть спектакль вновь – в декабре.

P.S. В поисках счастья вместе с Натальей Ли

После премьеры режиссер-постановщик спектакля Наталья Ли поделилась своей точкой зрения. Говоря об образе героев пьесы Антона Чехова, она рассказала, что у ее «сестер» нет возраста, они одновременно и из того времени, и из нашего. Кроме того, в спектакле есть два дубля. Героиню Маши играет Клавдия Безматерных и Азиза Примкулова. В декабре Вершинина сыграет Пётр Кирюхин, а Тузенбаха – Рафаэль Бабаджанов. Далее – слово режиссеру Наталье Ли.

Как все начиналось

Мне кажется, все хорошие вещи начинаются со слов: «А, давайте, попробуем?» К сожалению, в Узбекистане не так много режиссеров. И мы, как сестры в пьесе ждали Вершинина, так же ждем таких специалистов. В какой-то момент подумала, что можно попробовать поставить спектакль самим. Изначально творческая работа была больше лабораторной. Затем идея перешла в репетиции, из которых получился спектакль.

Актеры сами выбирали роли. Думаю, для актеров, как и режиссера, важно, чтобы в них верили. В течение девяти месяцев репетиций у нас была идеальная атмосфера доверия. Даже выходя на сцену, не было задачи кому-то что-то доказать.

Про счастье и главные слова

В карантин в 2020 году было время подумать над тем, что такое счастье и что есть для меня счастье. Наверное, я была самой счастливой, когда училась в школе-студии «Ильхома». Почему? Потому что у меня всегда было право на ошибку. У нас тогда была свобода.

Фраза, которую говорит Маша в спектакле: «Меня волнует, оскорбляет грубость, я страдаю, когда вижу, что человек недостаточно тонок, недостаточно мягок, любезен» – для меня один из главных посылов сегодняшнего дня. Я не думаю, что счастливый человек может выплескивать негатив, как это происходит, например, в соцсетях.

Про изменения

Когда я выбирала пьесу, были другие ощущения фразы «В Москву!». Тогда я поняла, что сейчас, наверное, нет такого города-штампа, куда хочется поехать, где бы ты был счастлив. Если ты несчастлив, то несчастлив везде. Сейчас мне кажется, что в наше время мы тяжелее находим счастье, потому что у нас избыток информации, ее слишком много. Ты не понимаешь в информационном потоке, что является правдой, а что нет. И от этого груза человеку так же плохо, как и всем остальным.

Про ответственность

В день премьеры я не смотрела спектакль. Мне кажется, страх будет все больше нарастать. Как бы это плохо не звучало, я боялась не оценки. Понимаю, что искусство может кому-то нравиться или же нет. К тому же, после Чехова я учусь принимать чужое мнение.

Скорее была ответственность перед актерами. Для меня было важно, чтобы каждый из них в процессе сделал шаг вперед. Большинство сцен было подстроено под актеров, чтобы они могли попробовать себя.

Про секрет из закулисья

Изначально мы планировали, что героини «Трех сестер» живут здесь лет триста, а все другие герои будут приходить и уходить. Сестры из разряда тех людей, кто говорит: «Я так хочу уехать». Им хочется сказать: «Езжайте. Те, кто хочет уехать, делают это». А можно перестать страдать и найти счастье здесь.

Юлианна Мороз

Фото Анатолия Кима