$
 12697.00
2.04
 13547.70
38.99
 135.05
0.39
weather
+26
Вечером   +14°

«Сохрани в себе дух Олимпиады»: Али Тухтаев рассказал, как отправлял сына в Пекин и об особенностях горнолыжного спорта в Узбекистане

Тухтаев Комилжон Тухтаев выступит на зимней Олимпиаде в Пекине 13 и 16 февраля/Фото: Instagram, @kamil.97ski

Спортсмен из Узбекистана Комилжон Тухтаев будет защищать честь нашей страны в горнолыжном спорте на зимней Олимпиаде в Пекине. Он выступит в направлении гигантского слалома 13 февраля и слаломе – 16 февраля. Uz24 поговорили с генеральным секретарем Федерации лыжных видов спорта Узбекистана и отцом олимпийца Али Тухтаевым.

На фото Али Тухтаев

Али Халимович, каким образом получилось завоевать путевку на олимпиаду?

– Для каждой страны выдается квота. Для Узбекистана она включала участие в горнолыжном спорте одного спортсмена и одной спортсменки. Участнику было необходимо выполнить норматив в 160 пунктов. Выполнив эти требования, Комилжон получил лицензию, чтобы участвовать на зимних Олимпийских играх в Пекине.

Были ли другие претенденты для участия от Узбекистана?

– Для того, чтобы получить квалификацию для участия в зимних Олимпийских играх, во главе старшего тренера наши спортсмены выехали на соревнования в Европу для участия в квалификационных соревнованиях. Была сильная борьба, однако наши ребята не смогли получить дополнительную квалификацию в зимней Олимпиаде. Только Комилжон выполнил вышеуказанные нормативы. Надеемся, на следующую Олимпиаду поедет больше спортсменов из нашей страны. А в этих играх пока мы болеем за единственного представителя от Узбекистана.

Как вы оцениваете шансы Комилжона Тухтаева на достойное выступление в зимних Олимпийских играх?

– Как я могу оценивать, если у нас нет специально подготовленных горнолыжных баз и нет трасс, заточенных для профессиональных тренировок? Погода тоже оказывает влияние. Для того, чтобы получить хороший результат, нужно постоянно тренироваться – весной, летом и осенью. А результат виден уже зимой. Считаю, что мы отстаем от Европы в плане развития горнолыжного спорта. Для начала нам необходимо стать лучшими в Центральной Азии, а дальше развивать горнолыжный спорт и подготавливать молодежь для достижения лучших результатов.

В своем Instagram Комилжон Тухтаев показал форму, в которой планирует стартовать на Олимпиаде. Источник: Instagram, @kamil.97ski

Ранее сообщалось, что наш спортсмен тренировался в Италии. Почему не на родине?

– Комилжон поехал тренироваться только осенью, а физподготовку проходил в Узбекистане. Могу сказать, что условий для профессиональной тренировки на наших горнолыжных базах недостаточно. Например, трасса должна быть покрыта льдом чтобы было легко набирать скорость при спусках. Наши базы больше подготовлены для туристов. В Узбекистане пока нет условий для тренировок профессиональных спортсменов.

Что должно измениться в Узбекистане, чтобы появились условия для участия в зимних Олимпийских играх?  

– Необходимо построить горнолыжные базы в регионах, где есть горы и там же открывать спортивные школы для развития этого направления спорта. Спортсменам нужно выделять отдельные профессиональные трассы для тренировок, снабжать экипировкой, так как она стоит немалых денег. Также важно организовать транспорт для спортсменов из города на горнолыжную базу, чтобы было проще добираться. Это нужно, чтобы горнолыжный спорт был доступен для народа.

Какие зимние виды спорта развиваются в Узбекистане?

– На горнолыжных базах можно заниматься несколькими видами олимпийского спорта, к примеру это сноуборд, фристайл, горные и беговые лыжи. У горных лыж пять направлений, а в сноуборде их четыре. Сейчас мы изучаем «биг эйр», «параллельный слалом» и «фристайл», на котором Лина Черязова завоевала первую золотую медаль для нашей страны на зимних Олимпийских играх. Чем больше будет этих баз, тем лучше и легче станет тренироваться. А для развития хоккея, фигурного катания, шорт-трека построили комплекс «Хумо арена».

Сколько стоит экипировка для начинающего спортсмена?

– Для начинающего спортсмена экипировка обойдется примерно в $300-400, можно купить б/у, подешевле. В нее входят: ботинки, крепления, одна пара лыж и палок, туристический набор, одежда и транспортные расходы. Все это уже зависит от кармана родителей и их готовности вкладывать в будущее ребенка.

Сколько стоит обучение?

– Большого спроса на горнолыжный спорт нет. Существует школа высшего спортивного мастерства по зимним и сложным техническим видам спорта в Чимгане. Там есть небольшое отделение для горнолыжного спорта и сноуборда, школа предоставляет бесплатное обучение и экипировку. На нашей базе в Янгиабаде, мы сделали обучение тоже бесплатным и экипировкой снабдили, но и желающих особо нет. Из-за этого мы ищем и выбираем талантливых ребят по всей стране и хотим дать шанс каждому, у кого есть желание. Многие отказываются отдавать своих детей в этот вид спорта, так как боятся травм, ведь он экстремальный. Если человек не хочет учиться под присмотром инструктора и жалеет деньги на обучение, полагая, что справится с лыжами сам, то естественно без травм в любом виде спорта он не обойдется.

Можно ли заниматься горнолыжным спортом в «Амирсае»?

– Если там согласятся пустить нас и сотрудничать, то мы готовы. Для этого они должны открыть школу горнолыжного спорта, пригласить инструкторов и тренеров для профессиональной подготовки спортсменов. Мы обеими руками за, но все зависит от руководства комплекса. Кроме того, руководство «Амирсая» выделило 50 бесплатных билетов для тренировок.

А младший ваш сын тоже связан со спортом?

– Да, Амалю сейчас 16 лет, он уже в юниорах тренируются. Вместе с ним занимаются еще двое молодых и подающих надежды ребят – Никита и Эмиль. Готовим достойную смену. У этих ребят больше достижений, нежели у Комиля в его возрасте. Комилжон, можно сказать, сейчас протаптывает тропу для них.

На фото Али Тухтаев с супругой Анной и сыновьями – Амалем и Комилжоном

С какими сложностями сталкивались, когда тренировали сына?

– Были и приятные сложности, которые нужно было устранить, а также технические и материальные. Материальные начались после развала Союза, как завершил карьеру. Я решил остаться в Янгиабаде, а нужно было что-то делать и мы начали развивать горнолыжный спорт, свой бизнес, чтобы воспитывать Комиля. Технические сложности начались, когда уровень Комиля рос, а условия оставались прежними и мы не могли предоставить соответствующее полотно, трассы. Все это осталось позади. Сейчас другие задачи и цели, которые позволят расти Комилю и другим спортсменам. Думаю, что нынешней молодежи будет легче развиваться, обучаться и добиваться нужных результатов.

Фото из семейного архива

Что вы пожелали Комилжону перед поездкой в Китай?

– Я ему сказал, чтобы он получил удовольствие от Олимпиады, ощутил этот праздник. Пожелал удачи и здоровья, и чтобы это удовольствие тянуло его дальше, а интерес его только рос, сохраняя в себе дух Олимпиады.

Продолжаете ли вы кататься на лыжах?

– Я уже 46 лет на лыжах. Люблю и до сих пор занимаюсь горнолыжным спортом и по работе, и так, для удовольствия. Не вижу свою жизнь без этого.

Где вы катаетесь?

– На горнолыжной базе в Янгиабаде, бывает, выезжаем с командой в Чимган. Мы воспитываем новое поколение и нужно всегда быть в форме и ее поддерживать.

Что бы вы пожелали людям, которые хотят заниматься зимними видами спорта?

– Чем наш спорт уникален? В первую очередь, это свежий воздух, скольжение, непередаваемые ощущения, которые получает человек. Горнолыжный спорт тоже требует физической подготовки, однако это не только катание, это еще и слияние с природой. 

                                                                               Беседовал Зохид Курбанов