$
 12640.21
-49.76
 13559.15
1.19
 137.02
-0.18
weather
+26
Вечером   +14°

Право на образование: как конституционная реформа отразится на этом секторе

образование

В Стратегии развития Нового Узбекистана предусмотрено дальнейшее реформирование системы образования, нацеленное на ее совершенствование в соответствии с потребностями сегодняшнего дня, долгосрочными задачами и интересами страны. Несомненно, потребность в квалифицированных кадрах зависит от экономического развития государства.

Активизация глобальных процессов, таких как развитие предпринимательства, международная торговля, инвестиционные процессы требуют унификации образовательных стандартов по подготовке кадров, соответствующих также мировым стандартам. Необходимо констатировать, что международные стандарты задают общее направление развитию современного образовательного права, содействуют формированию общего образовательного пространства. Однако конкретным содержанием право на образование наполняется национальным законодательством каждого государства.

В настоящее время, вследствие кардинальных изменений общественных отношений, как в глобальном, так и локальном масштабе образование, как и само право, претерпевает большие изменения. Соответствующее конституционно-правовое реформирование данной сферы, будет способствовать подготовке высокообразованного и интеллектуально- развитого поколения, являющегося важнейшей ценностью и решающей силой в достижении целей демократического развития, модернизации и обновления нашего общества.

За последние годы нового этапа реформ во всех образовательных секторах Узбекистана заложены основы для вывода их на качественно новый уровень, отвечающий современным международным требованиям. Так, до начала реформ дошкольному образованию в Узбекистане не уделялось особого внимания. Ситуация изменилась в 2017-м, когда было создано Министерство дошкольного образования (МДО). Если ранее охват детей этой формой обучения составлял всего 27 процентов, то к концу 2019-го он увеличился до 44,5. С целью более качественной подготовки специалистов 97 педагогических колледжей полностью перешли под юрисдикцию МДО. Во всех педагогических вузах увеличены квоты по ДО. Соответствующих специалистов стали готовить на факультете дошкольного образования в филиале Университета Пучон в Ташкенте. При МДО открыт Институт переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов дошкольных образовательных учреждений. В ходе реформ в среднем образовании в школах восстановили обучение в 10-11-х классах. Доля преподавателей с высшим образованием в общеобразовательных школах превысила 80 процентов, что можно рассматривать как показатель качества образования.

В нашей стране создаются предпосылки и условия для перехода к инновационным технологиям преподавания, что отражено в Концепции развития системы народного образования Республики Узбекистан до 2030 года. Важное значение в этом направлении имеет создание системы президентских школ, куда отбираются одаренные дети, окончившие четвертый класс по результатам тестирования. Президентские школы действуют в Ташкенте, Намангане, Нукусе и Хиве, Бухаре, Джизаке, Самарканде и Фергане. В 2021-м они открыты в Андижанской, Навоийской, Сурхандарьинской, Сырдарьинской и Ташкентской областях.

Создаются специализированные образовательные учреждения с углубленным изучением ИКТ, точных наук, а также аэрокосмонавтики и астрономии. Так, соответствующими постановлениями президента в Ташкенте образованы специализированная школа имени Мухаммада аль-Хорезми и Государственная специализированная общеобразовательная школа-интернат имени Мирзо Улугбека при Министерстве инновационного развития Республики Узбекистан.

20 апреля 2017 года постановлением президента утверждена Программа комплексного развития системы высшего образования на период 2017-2021 годы, включающая меры по кардинальному совершенствованию и качественному повышению уровня высшего образования. Был изменен порядок приема в вузы, экзамены стали проходить с 1 по 15 августа, а результаты стали публиковаться на следующий день. Отменено тестирование при поступлении в вузы по творческим направлениям. С сентября 2017-го учебная нагрузка на профессорско-преподавательский состав сократилась в пользу ведения научно-исследовательской работы. Восстановлена заочная форма обучения. Зарплаты преподавателей вузов возросли вдвое.

Повысилась самостоятельность вузов. Так, ведущие высшие образовательные учреждения разрабатывают учебные планы и программы по соответствующим направлениям и специальностям образования с учетом спроса потребителей кадров. Вузам разрешено осуществлять дополнительный прием студентов по повышенным контрактным ставкам.

Право на образование является одним из наиболее значимых социальных прав человека, которое является предпосылкой для развития человека как личности, и который в тесной взаимосвязи с политическими, экономическими и иными социальными правами будет способствовать достижению определенного уровня страны и благосостояния общества.

Право на образование предполагает не только свободу образования, то есть возможность получения образования всеми желающими, но и также предполагают педагогические и академические свободы, подразумевающие свободу выбора педагогических методов обучения, источников информации, свободу постановки вопросов, проведения исследований. Современное понимание права на образование не сводится к исключительному праву каждого на получение образования, оно дополняется правом на получение различных уровней образования, в различных формах, со свободным выбором языка обучения, обладанием не только правом, но и обязанностью обязательного получения общего образования, приоритетным правом родителей при выборе вида образования для своих детей.

Вопросы совершенствования системы образования и повышения эффективности подготовки высококвалифицированных кадров всегда находились и находятся в поле зрения государства и общества. Право на образование должно быть обеспечено соответствующей государственной политикой, направленной на поддержку и развитие образования. Государству необходимо сформировать систему гарантий реализации конституционного права на образования, то есть создать материальные, организационные и правовые условия и предпосылки осуществления действительно каждым права на образование.

Создание гарантий для реализации каждым своего конституционного права на образование составляет одну из основных задач государственной политики в сфере образования. Провозглашение приоритетности области образования среди других областей жизнедеятельности общества непосредственно вытекает из конституционной нормы, в соответствии с которой человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина составляют обязанность нашего государства.

Государство заинтересовано в постоянном и стабильном развитии образования, так как с состоянием образования напрямую связаны не только порядок реализации конституционного права на получение образования и реализацию человеком самого себя и своих способностей, и возможностей к обучению и интеллектуальному, духовному и иному совершенствованию, но также развитие экономики и социальное благополучие народа, состояние национальной безопасности. Пожалуй, не существует такой сферы общественной и государственной жизни, которая не была бы напрямую связана с образованием.

И в законопроекте новой редакции Конституции Узбекистана, закрепляя (статья 41) право каждого на образование, раскрывается конституционно-правовое содержание этого права и его гарантии через установление, что:

государство способствует развитию дошкольного образования и воспитания;

государство гарантирует право каждого ребенка на получение обязательной годичной подготовки для поступления в организации общего среднего образования;

государство гарантирует получение бесплатно общего среднего образования;

обязательность общего среднего образования;

школьное дело, дошкольное образование и воспитание находятся под надзором государства;

для детей с особыми образовательными потребностями и индивидуальными возможностями в образовательных организациях организуется инклюзивное образование и воспитание;

государство гарантирует талантливой молодежи продолжение образования независимо от их материального положения;

государство создает равные условия для развития государственных, частных и других форм образовательных учреждений и организаций;

цель и ответственная задача общества и государства-всемерное укрепление статуса педагогических работников;

не допускается вмешательство в профессиональную деятельность педагогических работников, а также воспрепятствование выполнению ими служебных обязанностей.

Оно уточняется конституционной нормой (статья 42 действующей Конституции), закрепляющей гарантию свобода научного и технического творчества, право на пользование достижениями культуры.

Эта норма производна от конституционной нормы, в которой закреплен принцип равноправия граждан (статья 18 действующей Конституции: «Все граждане Республики Узбекистан имеют одинаковые права и свободы и равны перед законом без различия пола, расы, национальности, языка, религии, социального происхождения, убеждений, личного и общественного положения». Создание на практике разнообразных и эффективных гарантий права на образование становится одной из основных целей государственной политики, поскольку от наличия таких гарантий зависит успех всех начинаний государства в области образования. Систему гарантий конституционного права на образования составляют гарантии политические, социально-экономические, организационные и юридические.

Основными политическими гарантиями права на образование выступают демократический характер власти, обеспечивающей политическую стабильность в государстве и обществе, высокий уровень политической культуры личности, гарантирующий образованию центральное место среди приоритетов государственной политики.

Государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания социально-экономических условий для получения образования. Основными социально-экономическими (материальными) гарантиями выступают, прежде всего, стабильная экономика, а также эффективная государственная денежно-кредитная и налоговая политика, учитывающая интересы образования, поддерживающего экономику образования и т. д.

Создавая благоприятные социально-экономические условия для получения образования, государство устанавливает квоты на обучение за счет бюджетных средств. В целях реализации права на образование в случаях, предусмотренных законодательством, обучающимся предоставляются различные меры социальной поддержки и стимулирования:

- для инклюзивного образования: государство создает гражданам с ограниченными возможностями здоровья условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации;

- для образования особо одаренных лиц: государство оказывает содействие в получении образования гражданами, проявившими выдающиеся способности, в том числе посредством предоставления им специальных государственных грантов, включая гранты для обучения за рубежом.

Право на образование представляет собой целевую установку на формирование социальной базы модернизации страны на новом этапе развития нашей страны. Высокообразованные, культурные и воспитанные граждане способны формулировать цели развития страны, защищать свои и государственные интересы. Эта особенность просвещения служит базовым показателем для разработки политики государства по обеспечению реализации права на образование.

Омон Мухамеджанов

Профессор Ташкентского государственного юридического университета, доктор юридических наук