$
 12929.92
-20.11
 13496.25
-9.34
 146.25
3.72
weather
+26
Вечером   +14°

Как финансовое положение семьи влияет на академические результаты учащихся?

school-25-2-21

Согласно теории человеческого капитала, знания, способности и уровень образования являются важными факторами человеческого капитала, которые, в свою очередь, оказывают положительное влияние на экономическое развитие. Исследователи отмечают, что для экономического роста важна не столько продолжительность обучения, сколько его качество. Это, в свою очередь, свидетельствует о том, что сокращение разрыва в качестве образования может способствовать долгосрочному развитию.

Эксперты Института макроэкономических и региональных исследований (ИМРИ) при Кабинете Министров Республики Узбекистан изучили, как социально-экономическое положение семьи влияет на академические результаты её детей.

Влияние экономического положения семьи на академические результаты учащихся

В исследовании использовались данные опроса PISA—2022, проведённого в Узбекистане. Этот опрос охватывал 15-летних учеников из разных регионов страны, включая 202 школы и 7 293 учащихся.

В ходе исследования специалисты ИМРИ получили следующие результаты:

При группировке домохозяйств в порядке возрастания по социально-экономическому происхождению дети из семей, входящих в верхние 10%, показывают результаты на 43,7 балла выше по математике, на 39,8 балла выше по чтению и на 36,7 балла выше по естественным наукам, чем дети из семей, входящих в нижние 10%. Согласно исследованию, проведённому на основе репрест-модуля, улучшение индекса социально-экономического положения на 1 единицу повышает результаты по математике на 9,5 балла, по чтению на 9,2 балла и по естественным наукам на 7,9 балла. Не выполняют домашние задания: среди детей из семей с низким доходом – 6,7%, среди детей из семей с высоким доходом – 3,3%. Работают за плату в течение учебной недели: среди детей из семей с низким доходом – каждый третий, среди детей из семей с высоким доходом – каждый четвёртый. Не выполнение домашнего задания снижает результаты PISA в среднем на 16 баллов, а работа во время учебной недели – на 37 баллов. Не завтракают перед уроками: среди детей из семей с низким доходом – 13,6%, среди детей из семей с высоким доходом – 9,5%. Отсутствие завтрака перед занятиями снижает результаты PISA в среднем на 20 баллов. При этом дети из малообеспеченных семей, которые не завтракают, получают на 34 балла меньше, чем их сверстники из обеспеченных семей.

Рекомендации

В законодательстве о государственном образовании следует закрепить целевые показатели, основанные на международных тестированиях, не только в общем масштабе, но и по отдельным группам (например, дети из семей с разным уровнем дохода, городские и сельские школьники и т. д.). В противном случае средний показатель может расти за счёт высоких результатов одной группы, что приведёт к увеличению разрыва в качестве образования. Согласно исследованию ИМРИ, введение бесплатных школьных обедов может повысить посещаемость учащихся на 8%. С учётом этого и вышеуказанных данных, следует внедрить пилотные программы бесплатных завтраков и обедов в школах, расположенных в социально уязвимых регионах, и оценить их эффективность.