$
 12844.21
-11.72
 13508.26
-62.46
 127.35
-0.81
weather
+26
Вечером   +14°

После праздника: о переменах, которые ждут сферу образования

2 10 Фото пресс-службы президента

Праздник для учителей и наставников традиционно начался накануне их официального профессионального дня. Президент поздравил педагогов 30 сентября в здании Конгресс-холла в столице, на связи были и регионы, а адресаты поздравления – каждый наставник по всей стране. Словом, аудитория намного больше, чем количество мест в зале.

Признание

Скорее всего мало кто из присутствующих знал имя учителя из Каракаульского района Бухарской области Тухтамурода Жумаева. Он превратил обычную сельскую школу в отдаленной местности в кладезь юных талантов, которые завоевали золотые, серебряные и бронзовые медали на многочисленных международных олимпиадах. Президент обратился лично к основателю этой школы – Тухтамуроду Джумаеву, поблагодарил за его работу, назвал «учителем от бога» и сказал о том, что он награжден орденом «Буюк хизматлари учун». 

Надо сказать, что сегодня родители везут в эту школу детей и из других районов. Более того, ее переименовали в Международную математическую школу, а значит, и статус выше, и условия для нее создадут соответствующие. Еще одно достижение педагогического состава этого образовательного учреждения – 95 процентов выпускников поступают в вузы.

Об этом обычно не говорят

Это действительно высокий показатель, учитывая то, какой процент выпускников школ зачастую остается за бортом высшего образования. Многие при подготовке к поступлению в вузы обращаются к репетиторам, соответственно, платят деньги за те же знания, которые в идеале преподносят в школе. Глава государства задал резонный (не хотелось бы думать, что риторический) вопрос:

«Почему репетитор справляется с задачей всего за два года, а школы, обучая детей в течение 11 лет, не могут достичь таких результатов?» 

Однако и репетиторы не всегда могут помочь в том, чтобы имя абитуриента появилось до черты принятых в вуз, а не за ней. Определенная часть, конечно, попробует силы в следующем году, но нужно учитывать, что конкуренцию им составит уже новая плеяда выпускников. Битва за диплом, ту самую заветную «корочку» может переходить (и порой переходит) все границы, переставая быть оценкой уровня знаний абитуриентов и становится битвой кошельков родителей – кто больше заплатит.

Президент сказал и о коррупции в системе образования – об этом обычно не говорят, а если такое случается, то мельком. Когда поднимали эту тему ранее, то эксперт отметила, что это негативное явление - всегда следствие ряда факторов, над которыми нужно непрерывно работать. В праздничном обращении, которое стало, по сути, предварительным итогом всей сферы образования, говорили в том числе и о проблемах.

«Хоким каждой области, района, города один день в неделю обязан посвящать школе»

Это предложение стало неожиданным. Президент также спросил, кто из хокимов знает имена директоров, классных руководителей или учителей школ на закрепленных за районной или городской администрацией территории. Судя по тем изменениям, о которых говорилось в тексте выступления, хокимам районов и городов предстоит познакомиться с педагогами.

 «Под личным контролем руководителей регионов должны находиться вопросы предоставления ипотечных и потребительских кредитов профессорам и преподавателям вузов, укрепления их здоровья, организации отдыха в санаториях и на курортах. Мы уделяем внимание всем специалистам на местах, будь то фермеры или инженеры, представители других профессий, у многих организаций есть те, кто берет их под свою опеку и оказывает поддержку. Не имеют ее только учителя, педагогические вузы». 

Кроме того, завотделы народного образования теперь будут работать как советники хокима по вопросам просвещения. Они также станут находиться в здании хокимията и наделяться соответствующими полномочиями. Глава государства поручил создать отдельный фонд в районах и городах для развития сферы образования. Средства из него пойдут на стимулирование активных руководителей образцовых школ, а также методистов отделов народного образования.

Зарплаты педагогов

Со Дня учителей и наставников – с 1 октября этого года в полтора раза увеличится размер надбавки 242 тысячам классных руководителей. Для этого ежегодно будут направлять 400 миллиардов сумов.

От хороших новостей – к менее положительным. Глава государства поручил реорганизовать Институт переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов системы народного образования имени Абдуллы Авлони при Министерстве народного образования. Говорилось об отдельных курсах по подготовке классных руководителей, а также пересмотре требований к уровню директоров школ.

«Должность директора школы на конкурсной основе сможет занять только тот кандидат, который будет иметь самую лучшую программу развития этого учебного заведения на ближайшие 5 лет».

Теперь в Кенгашах народных депутатов будут представлять оценку работы директоров школы, а также рассматривать вопросы дисциплинарного взыскания и освобождения от должности.

«Школа будет подотчетна общественности. Ее выпускник должен или поступить в высшее учебное заведение, или еще в школе обрести профессию. Именно на основе этих критериев будет оцениваться деятельность коллектива школы и ее директора».

«Буржуйки» уходят в прошлое

Озвучены цифры: за последние два года построены 77 новых школ общей стоимостью 556 миллиардов сумов. В 1930 проведены реконструкция и ремонт. В сельских школах полностью заменяются самодельные печки, улучшается система энергоснабжения, обеспечения питьевой водой, отопления, доступом к интернету.

Безусловно, в школах должны быть условия для комфортного обучения. Важна и здоровая конкуренция, которая также может быть стимулом для развития. Для частного образования упростили порядок выдачи лицензии. Президент отметил, что за последние три года частных школ стало в 6 раз больше, их общее число на сегодня достигло 140.

Проект для науки

Пандемия коронавируса ударила одновременно по всем сферам жизни и стало очевидно, что те вопросы, которые оставались раньше, сейчас ощущаются острее. Например, тот же поиск и разработка вакцин нельзя представить без крепкого научного фундамента.

Наука связана с образованием, провисы в одной системе отражаются на работе другой. Президент затронул широкий спектр вопросов - от обеспечения лабораторий в школах до разработки комплексного проекта Концепции развития научной сферы в Узбекистане до 2030 года.

Было бы, наверное, проще, если бы остался только один нерешенный вопрос, но по факту их намного больше, и среди них нет «менее» или «более» важных. Все одинаково требует своего решения и всецелого включения в работу ответственных специалистов.

Есть вопросы к президенту?

Еще один непредсказуемый поворот в выступлении президента, вернее уже после его официальной речи, - глава государства после поздравлений вышел из-за трибуны, сел за стол и предложил собравшимся педагогам задать вопросы или высказать пожелания.

Диалог занял больше часа, высказаться успели не только учителя, но директора школ, работники дошкольных учреждений, представители вузов и даже учащиеся средних специальных, профессиональных учреждений. При этом, вопросы звучали как из столицы, так и регионов.

Президент ответил на каждое обращение, а в случае, когда требовались конкретные действия для решения проблемы – поручал зафиксировать вопрос ответственным специалистам, которые также были в зале.

В этот день было многое сказано, в том числе и о недостатках сферы образования. Поздравление нельзя назвать исключительно положительным, хотя в речи и прозвучало много теплых слов в адрес педагогов, однако были и острые моменты. Как их будут решать и что изменится в сфере за следующий год, думаю, мы увидим это совсем скоро. Есть все предпосылки для кардинальных перемен.

Юлианна Мороз