$
 12600.14
10.14
 13642.17
-23.02
 135.92
-0.05
weather
+26
Вечером   +14°

В Ташкенте впервые выступил Пласидо Доминго

-

«Король оперы», «Человек эпохи Ренессанса», «Живая легенда мировой сцены» – все это о нем, родившемся в Испании и выросшем в Мексике певце и дирижере, который отметил в январе свой 82-й день рождения.

За его плечами – феноменально успешная 66-летняя карьера, 4000 выступлений в лучших театрах планеты (800 из них – в нью-йоркской Метрополитен-опера), больше 150 ролей и 200 записей, включая все главные теноровые партии на родном, итальянском, французском, немецком, английском и русском языках, а также многолетнее руководство Лос-Анджелесской и Вашингтонской национальной операми, фильмы-спектакли, альбомы латинской и поп-музыки. Среди десятков наград – звания рыцаря-командора Ордена Британской империи и командора французского Ордена Почетного легиона, Президентская медаль свободы США, 14 премий Grammy и Latin Grammy. Вместе с коллегами Лучано Паваротти и Хосе Каррерасом он помог продвинуть оперу в массы благодаря концертным программам «Три тенора», а их первая общая пластинка стала самым продаваемым классическим альбомом в истории.

В новом тысячелетии Доминго сосредоточился на новых ролях, среди которых оказался, например, султан Баязид в «Тамерлане» Генделя, и перешел на партии для баритонов. Активность немного пошла на убыль только из-за пандемии, когда он переболел коронавирусом. Но даже в последние годы его расписание забито гастролями по всему миру. Только в 2022-м было 51 выступление. А в нынешнем певец уже побывал в США, Мексике, Италии, Венгрии, Австрии, Германии, Японии, Омане, а в календаре еще – тур по Латинской Америке, концерты в Зальцбурге, Женеве, Мюнхене, Стамбуле, Вероне и многих других городах. Как не радоваться, что впервые за десятилетия в этом плотном графике возник Ташкент! А на пути сюда маэстро с женой Мартой побывал на экскурсии по Самарканду.

Стоимость билетов доходила до 5 миллионов сумов, но в итоге почти все они были раскуплены, пусть и не без помощи спекулянтов. Публика, собравшаяся во Дворце международных форумов «Узбекистан», ждала приезда Пласидо Доминго в нашу страну столько десятилетий, что готова была не заметить и 45-минутную задержку. Тем более что сам концерт с лихвой компенсировал ожидание.

Вечер открыла увертюра к опере Верди «Сила судьбы» в исполнении Национального симфонического оркестра Узбекистана под управлением молодого итальянского дирижера Гаэтано Ло Коко. А потом на подмостках появился сам великий тенор, и зал зашелся в аплодисментах. Впрочем, Доминго быстро перешел к пению и завел арию из другой вердиевской оперы «Макбет», да так красиво и уверенно, что некоторые зрители засомневались: неужели фонограмма? Голос певца действительно сохранился в поразительной форме, хотя, вероятно, уже не обладает всей былой мощью. Однако мастерское владение им и грамотный подбор материала позволяют исполнителю по-прежнему радовать зрителей.

Концерт построили на чередовании артистов, чтобы у главного героя было время передохнуть между номерами. Сначала его сменила обаятельная Марина Монзо – испанская сопрано, в прошлом году удостоенная премий Ópera XXI Award как лучшая молодая исполнительница и Ópera Actual Award как лучшая молодая артистка. А затем вышел соотечественник Бехзод Давронов, дебютировавший в ГАБТе имени Навои, а в 2018-м приглашенный стать солистом Большого театра России. Там самаркандец расцвел, стал исполнять немало главных ролей и пару лет назад получил II премию Международного конкурса «Опералия», основанного самим Пласидо Доминго. Можно только сожалеть, что на родине его выступления редкость. И если кто раньше не слышал голоса двух молодых талантов, то в этот вечер оба показали высокий класс, чем однозначно подтвердили право петь на одной сцене с легендой, в том число дуэтом с маэстро.

Дополнительным подарком для аудитории стало появление итальянского тенора и эстрадного певца Алессандро Сафины, который уже бывал в Ташкенте не раз. Он артистично исполнил известную композицию «Memorу» из мюзикла Эндрю Ллойда Уэббера «Кошки».

Первая часть концерта пролетела настолько быстро, что возникло опасение: вторая пронесется не менее стремительно. Но после антракта Пласидо Доминго уже почти не сходил с подмостков, впечатляя красотой вокала и разнообразием репертуара. Как это бывает только с большими артистами, постепенно весь зал, кажется, почувствовал воодушевляющую силу музыки. Некоторые зрители уже не могли дождаться конца, чтобы отблагодарить певца, а потому спешили к нему с цветами едва ли не после каждого номера.

А в финале двухчасового вечера был и традиционный чапан, и автографы, и селфи. Маэстро с радостью общался с поклонниками, включая пару малышей, и не раз сам поблагодарил зал, коллег и оркестр. Напоследок он снова припас Верди – «Застольная» из «Травиаты» звучала на бис дважды! Когда Доминго предложил залу подпевать ему, на призыв прямо с места внезапно откликнулся бас Женисбек Пиязов – народный артист Узбекистана и Каракалпакстана. Познакомившись с ним за сценой, гость заметил: знай он о таком голосе раньше, пригласил бы тоже выступить на концерте. Единственный вопрос – дождемся ли мы еще одного приезда?

Рамиль Исламов

Фото