$
 12855.93
11.93
 13570.72
20.3
 128.16
-0.14
weather
+26
Вечером   +14°

От фермера к столу: что необходимо сделать Узбекистану, чтобы выйти на мировой рынок овощей и фруктов

овощи

Сегодня емкость экспортного рынка овощей и фруктов в мире составляет более 200 млрд долларов.

При этом на долю Узбекистана приходится всего 0,5 процентов. У географии поставок тоже есть потенциал для расширения. Объективных факторов много. Решить проблему в этом вопросе Узбекистану помогает в том числе и ЕС.

Исходя из того, что доля Узбекистана в глобальном экспортном рынке овощей и фруктов совсем мала, необходима большая работа для того, чтобы получить доступ на внешние рынки таких стран, как Сингапур, Южная Корея, Саудовская Аравия, страны ЕС, ОАЭ и другие.

Эти рынки очень требовательные, так как там присутствуют серьезные игроки. Страны уже прошли большой путь с точки зрения повышения качества продукции плодоовощного сектора. Для того, чтобы Узбекистан достойно конкурировал с ними, необходимо многое сделать. Например, если говорить о выходе на рынки ЕС, то здесь действует достаточно жесткая система сертификации, стандартизации и контроля качества, начиная с момента выбора семян и до сортировки, упаковки продукции, хранения, транспортировки. Соответственно, все это необходимо реализовать и на территории нашей страны.

В Узбекистане есть огромное количество дехканских хозяйств, которые самостоятельно выращивают продукцию, но отработки технологии пока еще нет, – говорит международный эксперт в проекте технической помощи маркетинга плодоовощеводства Узбекистана Оксана Антонова. – Мировой рынок требует стандартную продукцию, которая выращена по определенным параметрам, имеет одинаковый размер плода, собрана в одно время, размещена на хранение в определенных условиях, соответственно упакована и транспортирована. Для того, чтобы пройти этот путь и заявить о себе на мировом рынке Узбекистану может понадобиться 5-7 лет. Самый реальный путь для прохождения всех этих этапов, наверное, объединение хозяйств в кооперативы и, возможно, отраслевые ассоциации. Именно их пример может послужить тому, что внутри ассоциации могут быть разработаны отраслевые стандарты выращивания конкретной продукции. Ведь, чтобы отправить продукцию на экспорт, нужен ее определенный объем однородного качества и количества. Если хозяйства объединяться вместе, они смогут гарантированно дать крупным покупателям прогнозируемый объем овощей и фруктов хорошего качества. На сегодня пока в Узбекистане качество непрогнозируемое.

Именно поэтому здесь важна тесная работа сотрудников научно-исследовательских институтов и фермеров, их обучение. В этом вопросе уже не первый год оказывает свою помощь ЕС. Так, в рамках сотрудничества ЕС и Узбекистана в направлении развития умного и экологичного агропродовольственного сектора и устойчивых средств к существованию в сельской местности в период с 2018 по 2022 годы Европейский союз выделил около 5 804 735 долларов на развитие объектов и лабораторий НИИ в Узбекистане в рамках «Проекта по развитию плодоовощеводства». Проект софинансировался ЕС и был реализован Всемирным банком и Международным стратегическим центром агропродовольственного развития (ISCAD) при Министерстве сельского хозяйства Узбекистана.

Всего в рамках этого проекта построено или реконструировано 10 лабораторий научно-исследовательских институтов (НИИ) и служб защиты растений для проведения исследований и размножения генетического материала в Узбекистане.

На объектах установлены новые оборудования, приобретены 100-тонные холодильники, проведены обучающие тренинги.

Например, для НИИ овощей, бахчевых культур и картофеля приобретено оборудование для калибровки семян, построены две теплицы, куплен холодильник, реконструирована и оснащена лаборатория селекции и удобрения картофеля.

Сегодня в этом НИИ производят до 2 млн клубней картофеля в год, специалисты института уже создали 11 местных сортов клубней картофеля. Темпы роста проверяются в теплице.

Агентством по карантину и защите растений при финансовой поддержке ЕС приобретено 311 единиц лабораторного оборудования, осуществлен закуп химикатов, реактивов, построены и оснащены две лаборатории в Кибрае и Газалкенте, проведены тренинги для сотрудников. Все это, несомненно, выведет на новый уровень развитие плодоовощеводства Узбекистана и в дальнейшем поможет добиться результата, как говорят, от фермера к столу – то есть насыщения рынка качественной, вкусной, полезной и отвечающей всем стандартам продукцией.