$
 12780.09
5.75
 13889.40
40.74
 131.67
-0.5
weather
+26
Вечером   +14°

Исследование: Качество образования в Узбекистане вызывает обеспокоенность

obrazovaniye

Школы и медицинские учреждения Узбекистана нуждаются в дополнительных инвестициях в водоснабжение, санитарную и гигиеническую инфраструктуру. Об этом говорится в отчёте ЮНИСЕФ и омбудсмена по правам детей "Анализ положения детей и подростков в Республике Узбекистан".

Как обстоят дела с образованием?

Узбекистан активно инвестирует в образовательную инфраструктуру. В рамках стратегии "Узбекистан — 2030" планируется к 2026 году построить более 370 новых школ, а также создать 620 тысяч мест в дошкольных учреждениях и 1,2 миллиона ученических мест в общеобразовательных учреждениях.

Принятый в 2020 году Закон "Об образовании" гарантирует 11-летнее бесплатное обучение и способствует интеграции детей с инвалидностью в обычные школы.

Уровень охвата начальным образованием в 2021–2022 годах достиг 99 процентов. Уровень охвата дошкольным образованием значительно вырос: показатель, который в 2017 году был ниже 30 процентов, к 2024 году превысил 73 процента — это почти 2 миллиона детей.

Что необходимо улучшить в секторе?

В отчёте отмечены ограничения в потенциале планирования политики в области образования: недостаточное финансирование образования, ориентированного на результат, негативно сказывается на эффективности и продуктивности образовательных реформ.

Сохраняются значительные межрегиональные различия в посещаемости дошкольных учреждений. Уровень охвата в городе Ташкент составляет 71,9 процента, тогда как в Кашкадарьинской области — 47,7 процента.

Цифровое образование стремительно развивается: 94 процента школ подключены к интернету, 47 процентов оборудованы компьютерами для учебных целей. Однако стандарты для классов информационно-коммуникационных технологий не соответствуют современным требованиям, что ограничивает доступ к цифровому образованию и негативно влияет на освоение направлений STEM.

Особенно сложно внедрить реальную инклюзивную практику образования для детей с инвалидностью, что связано с инфраструктурой, учебными материалами и потенциалом учителей.

Качество образования вызывает обеспокоенность

Качество образования вызывает тревогу: результаты анализа международной программы оценки учащихся PISA, проведённой в 2022 году, показали, что по основным навыкам Узбекистан находится ниже среднего уровня.

Также отмечено, что среди учителей недостаточный уровень квалификации и качества преподавания: устаревшие программы подготовки и отсутствие эффективных возможностей для прохождения практики негативно сказываются на конечных результатах обучения.