$
 12855.93
11.93
 13570.72
20.3
 128.16
-0.14
weather
+26
Вечером   +14°

Региональному развитию – пристальное внимание

Нукус

Публикуемая на сайте «UzMetronom» серия материалов доцента кафедры мировой политики Томского государственного университета Артема Данкова, посвященная региональной политике в странах Центральной Азии, свидетельствует, что автор не владеет достаточно глубоко проблемой, а ограничился поверхностным изложением материала, имеющегося в сети. 

Автор не совсем корректно утверждает, что «интерес к региональной политике в Узбекистане возник в результате событий, которые развернулись 1-2 июля 2022 года в столице Республики Каракалпакстан – Нукусе и прилегающих районах».

Отметим, что только за 2017-2022 годы было принято более 30 указов и постановлений президента Республики Узбекистана, посвященных тем или иным аспектам регионального развития, его инфраструктурного и инновационного обеспечения, освоения ресурсного потенциала. Причем особенно большое внимание уделялось таким регионам, как Сырдарьинская, Джизакская, Хорезмская области и Республика Каракалпакстан, удельный вес в ВВП каждого из которых в 2021 году составил менее 4%. По данным территориальным единицам было принято свыше 10 специальных правовых актов.

Ничего удивительного нет и ведущей роли Ташкентской и Навоийской областей в экономике Узбекистана, на территории которых расположены крупнейшие бюджетообразующие предприятия и налогоплательщики НГМК и АГМК, деятельности которых за годы независимости правительством республики уделялось пристальное внимание, а генеральные директора которых являлись членами высшей законодательной палаты страны Сената Олий Мажлиса.

Естественна также роль и место столицы Узбекистана города Ташкента, характеризующегося высоким уровнем развития производственного потенциала, наличием высококвалифицированных кадров, производственной и транспортно-логистической инфраструктуры.

Нельзя исключать и существенный вклад, вносимый в экономическое развитие страны наиболее густонаселенного региона - Ферганской агломерации, в которой на 1.01.2022 г. проживало 28,6% постоянного населения республики и производилось 17,1% ВВП Узбекистана.

За годы независимости благодаря государственной политики по выравниванию уровня территориального развития, значительно вырос удельный вес Ферганской агломерации в общем объеме промышленного производства республики (17,3%). В регионе функционируют 26,5 тыс. или 31,4% от общего количества действующих промышленных предприятий Узбекистана. Из более 19 тыс. вновь созданных в республике в 2021 году промышленных предприятий более половина была организована в Ферганском регионе, на который приходилось 15,7% инвестиций в основной капитал, а доля в общем объеме иностранных инвестиций в основной капитал составила 14,8%. Это позволило повысить удельный вес региона во внешнеторговом обороте страны (14,5%).

Естественно, неравенство в территориальном развитии в республике существует. В силу объективных причин: состояния мировой экономики и сокращения объемов инвестиций на рынке капитала, необходимости вложения значительных финансовых ресурсов в социальную сферу, государство вкладывает ограниченные бюджетные средства в точки роста, которые обеспечат максимальный эффект в ограниченные сроки для сокращения дефицита государственного бюджета, роста внешнеторгового оборота и сокращение его отрицательного сальдо.

Но только решение этих масштабных вопросов позволит перейти от общего к частному, т.е. территориальным сдвигам социально-экономического развития. В противном случае, источником их финансирования могут быть только внешние заимствования, рост которых приведет дефолту государства перед внешними кредиторами.

Поэтому, прежде чем приходить к каким-либо выводам по существу проблемы, необходимо сначала более детально ознакомиться с институциональными основами реализации региональной политики в стране, а также статистическими данными, раскрывающими ее результаты.

Дмитрий Тростянский

Профессор, доктор экономических наук