$
 12844.21
-11.72
 13508.26
-62.46
 127.35
-0.81
weather
+26
Вечером   +14°

Конституционные гарантии должны служить обеспечению справедливой и достойной оплате труда

работа

Доктор экономических наук, эксперт Дмитрий Тростянский ранее высказывал свое мнение о значимости конституционных реформ. В этом материале он делает акцент на закреплении в новой редакции Основного закона гарантий обеспечения минимального размера оплаты труда, достаточного не только для жизни работника, но и членов его семьи.

Согласно финансовому рейтингу, составленному по данным Евростата, Организации экономического сотрудничества и Международной организации труда, Узбекистан по размеру заработной платы (235 долларов) занимает 118 место в мире. «Доля заработной платы в национальном доходе – по заключению Всемирного банка, – остается на стабильно низком уровне». Низкие темпы роста занятости и заработной платы остаются в числе насущных проблем развития страны.

В этой связи, обеспечение справедливой и достаточной величины минимального размера оплаты труда является ключевым элементом системы государственных гарантий в области заработной платы и выступает в качестве основного фактора для усиления защиты доходов наиболее бедной части населения и поддержания его покупательного уровня.

Мировой опыт свидетельствует, что использование этой величины как одного из инструментов регулирования оплаты труда оказывает положительное влияние на социально-экономическую ситуацию в стране, так как рост потребительского спроса стимулирует развитие производства, наблюдается усиление мотивации работников, сокращается имеющаяся чрезмерная дифференциация доходов, уменьшается социальная напряженность в обществе. По мнению зарубежных специалистов, повышение минимальной заработной платы является эффективным способом борьбы с бедностью, так как способствует повышению стимулирующей роли заработной платы.

Анализ Конституций ряда стран СНГ свидетельствует о наличии в них гарантий на «… вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда» (Конституция РФ, ст. 37), «…минимальный размер заработной платы и пенсии... » (Конституция РК, ст. 28), «справедливую долю вознаграждения в экономических результатах труда в соответствии с его количеством, качеством и общественным значением, но не ниже уровня, обеспечивающего им и их семьям свободное и достойное существование» (Конституция РБ, ст. 42).

В тоже время в действующей Конституции Республики Узбекистан данные гарантии отсутствуют. В этой связи предлагается закрепить в новой редакции Основного закона страны права гражданина на вознаграждение в размере не менее установленного минимального размера оплаты труда. При этом минимальный размер оплаты труда должен быть справедливым и достаточным не только для самого работника, но и для членов его семьи, чтобы обеспечить им достойное существование. Без этого не может быть обеспечена ни социальная стабильность в нашем обществе, ни спрос на производимую продукцию отечественными производителями, то есть. устойчивое развитие национальной экономики.

К сведению, в соответствии с рекомендациями Международной организации труда минимальный размер оплаты труда должен составлять не менее 2/3 от средней заработной платы страны. Если исходить из рассчитанной Госкомстатом средней з/п в 300 долларов, то по рекомендациям МОТ минимальный размер заработной платы должен быть не меньше 200 долларов.