$
 12844.21
-11.72
 13508.26
-62.46
 127.35
-0.81
weather
+26
Вечером   +14°

Новая редакция Конституции – гарантия эффективного реформирования национальной экономики: мнение специалиста

конституция

Напомним, в Узбекистане запустили специальный портал, где принимают предложения по изменению Конституции. Ранее этот процесс реформирования комментировали доктор исторических наук Рано Турсунова и доктор юридических наук Хайрулла Рузметов. Своим видением перемен делится доктор экономических наук Дмитрий Тростянский в этом материале.

За последние годы в Узбекистане осуществляются масштабные преобразование, направленные на преодоление барьеров в области развития предпринимательства, улучшения инвестиционного климата, обеспечения устойчивого экономического роста и снижения уровня бедности.  

Результатом реформирования налогового администрирования стало сокращение количества налогов с 13 до 9, понижение ставки налога на имущество с 5 до 1,5%, а налога на добавленную стоимость – с 20 до 15%. Налоговая нагрузка на заработную плату уменьшилась в 2 раза. Это позволило повысить доверие предпринимателей к реформам и увеличить налоговые поступления в бюджет в четыре раза.

В 2017 годы в стране проведена либерализация валютного рынка, в результате которой государство сняло ограничения на свободный обмен валюты. Тем самым Узбекистан провозгласил приверженность рыночным принципам установления курса национальной валюты. Это позволило увеличить оборот иностранной валюты в коммерческих банках за 2017-2021 годы с 1047,4 до 9975,0 млрд. долл., из которых 76% составил объем ее покупки.

Международные резервы Узбекистана выросли с 26,4 до 35,2 млрд. долл. При этом удельный вес СКВ сократился с 52,3% до 35,2 млрд. долл. при одновременном росте доли золота в них на 9,4 млрд. долл. или 26,7%.

Одним из важнейших приоритетов обеспечения устойчивого экономического роста в Узбекистане является привлечение иностранных инвестиций. В 2021 год поступление прямых иностранных инвестиций выросло по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 18% и достигло 2 млрд. долл. (1,7 млрд. долл. за 2020 год).

Для сравнения в доковидный период (в первой половине 2019 года) объем освоенных иностранных инвестиций вырос в 4,3 раза по сравнению с тем же периодом в 2018 году и составил 5,6 млрд. долл.

В социально-экономической и финансовой сферах только за последние три года было принято более 30 указов и свыше 100 постановлений президента, которые определили весь ход реформирования национальной экономики. По итогам анализа правоприменительной практики Министерством юстиции разрабатывается комплекс мер по устранению системных проблем, сдерживающих развитие предпринимательства, а также направленные на совершенствование деловой среды в целом.

Для дальнейшего улучшения инвестиционного и предпринимательского климата в новой редакции Конституции должно быть отражено, что стратегическим приоритетом институциональных реформ в Узбекистане является сокращение присутствия государства в экономике, обеспечение надежной защиты прав и приоритетной роли частной собственности, стимулирование развития малого бизнеса и частного предпринимательства.

Только реальный собственник и конкуренция в условиях гарантированного верховенства законов позволит обеспечить развитие бизнеса, привлечение прямых иностранных инвестиций и решить проблему занятости и роста доходов населения в стране.