$
 12844.21
-11.72
 13508.26
-62.46
 127.35
-0.81
weather
+26
Вечером   +14°

Карантин, самоизоляция и права человека при COVID-2019 – мнение эксперта

карантин

Во многих странах мира уже с самого начала пандемии коронавируса введен режим чрезвычайной ситуации. Многие говорят о чрезвычайном положении или даже о военном положении. Республика Узбекистан пошла по другому пути и ввела ограничительные мероприятия (карантин). В чем разница между этими ситуациями и положениями?

В законодательстве Республики Узбекистан не дается конкретного определения понятия чрезвычайного положения, но из смысла пункта 19 статьи 93 Конституции Республики Узбекистан под чрезвычайным положением понимаются такие исключительные случаи как реальная внешняя угроза, массовые беспорядки, крупные катастрофы, стихийные бедствия и эпидемии. Режим чрезвычайного положения вводится на всей территории или в отдельных местностях президентом в интересах обеспечения безопасности граждан.

При этом решение главы государства в течение трех суток вносится на утверждение палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан. Как правило при введении режима чрезвычайного положения устанавливаются ограничения на свободу передвижения,ограничение движения транспортных средств и усиление осуществления их досмотра, особый порядок продажи, приобретения и распределения продовольствия первой необходимости, усиливается охрана общественного порядка, вводится комендантский час, выдворяются лица, не проживающие на территории, в которой введено чрезвычайное положение и другие ограничения.

Понятие военного положения также нет в законодательстве Республики Узбекистан. В теории под военным положением понимается правовой режим в государстве в период военного времени. А военное время в соответствии с частью 1 статьи 19 Закона Республики Узбекистан «Об обороне» наступает с момента объявления состояния войны или с фактическим началом военных действий. Состояние войны объявляет президент Республики Узбекистан на основании пункта 18 статьи 93 Конституции в случае нападения на страну или в случае необходимости выполнения договорных обязательств по взаимной обороне от агрессии. При состоянии войны вводится режим чрезвычайного положения. Так как Республика Узбекистан не находится в состоянии войны, то нет необходимости вводить этот режим.

В соответствии со статьей 2 Закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» под чрезвычайной ситуацией понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, катастрофы, опасного природного явления, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, причинение вреда здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Постановление Кабинета Министров «О классификации чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и экологического характера» к чрезвычайным ситуациям природного характера относит эпидемию, под которой понимается групповое инфекционное заболевание людей, не относящееся к особо опасным инфекциям, с одним источником заражения или одинаковыми факторами передачи.

Ключевым государственным органом в области защиты от чрезвычайных ситуаций является Кабинет Министров Республики Узбекистан, которому, в частности, подчиняется Министерство по чрезвычайным ситуациям. В стране существует государственная система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях,которая состоит из органов управления, сил и средств Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей, районов и городов, министерств, ведомств, предприятий, учреждений и организаций.

В свою очередь чрезвычайные ситуации могут быть локальными, местными, республиканскими, трансграничными, и в зависимости от классификации вводится режим чрезвычайной ситуации соответствующим звеном вышеприведенной государственной системы.

На основании статьи 3 Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» ограничительные мероприятия (карантин) – это административные, медико-санитарные и иные меры, направленные на предотвращение распространения инфекционных и паразитарных заболеваний, предусматривающие особый режим хозяйственной и другой деятельности, ограничение передвижения населения, транспортных средств, грузов и (или) товаров. В соответствии с этим документом проводятся противоэпидемические мероприятия, которые включают в себя санитарную охрану территории (обеспечивается путем проведения санитарно-карантинного контроля и введения ограничительных мероприятий (карантина)), меры, проводимые в очагах инфекционных и паразитарных заболеваний, дезинфекционные мероприятия, обязательные медицинские осмотры и другие. 

В очагах инфекционных и паразитарных заболеваний лечебно-профилактическими учреждениями и учреждениями санитарно-эпидемиологической службы в установленном порядке проводятся меры, направленные на выявление, изоляцию и госпитализацию лиц с подозрением на инфекционные и паразитарные заболевания, а также лабораторное обследование контактных лиц и медицинское наблюдение за ними, и определение путей и факторов передачи инфекционных и паразитарных заболеваний и предотвращение их воздействия на человека.

Для предотвращения возникновения и распространения инфекционных и паразитарных заболеваний, их локализации и устранения проводятся дезинфекционные мероприятия по эпидемическим показаниям.

При эпидемии законодательством предусматривается введение чрезвычайного положения, чрезвычайной ситуации или ограничительных мероприятий (карантина). В Республике Узбекистан для борьбы с коронавирусом был введен наиболее мягкий из всех режимов – ограничительные мероприятия (карантин). Этот шаг соответствует действующему законодательству, а ограничительные меры и борьба с коронавирусом осуществляется в соответствии с Законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Преподаватель кафедры «Гражданское право» Ташкентского государственного юридического университета Эдуард Эгамбердиев