$
 12998.91
13.9
 13439.57
154.61
 131.29
1.45
weather
+26
Вечером   +14°

В Узбекистане снова вырастут цены на электромобили

elektromobil

Вместо поддержки «зеленого» транспорта правительство решило усложнить его импорт путем повышения утилизационного сбора. С 1 мая в Узбекистане утилизационный сбор для электромобилей значительно увеличится.

Является ли резко увеличенный сбор для электромобилей стимулом или препятствием?

Теперь для электромобилей возрастом до 3 лет этот сбор увеличится в 4 раза – с 30 БРВ до 120 БРВ (примерно 45 млн сумов или $3,4 тыс.). Для более старых электромобилей, возраст которых превышает 3 года, сбор вырастет в 2,3 раза – с 90 БРВ до 210 БРВ (примерно 78,7 млн сумов или $6 тыс.).

С одной стороны, правительство говорит о поддержке «зеленой экономики» и экологического транспорта, но на практике вводит новые барьеры, усложняющие импорт электромобилей. Это, безусловно, приведет к значительным изменениям на рынке.

Экология и местное производство

Правительство обосновывает это решение необходимостью создания системы переработки устаревших аккумуляторов электромобилей. Согласно официальным данным, средства, поступающие от утилизационного сбора, будут направлены на создание центров переработки аккумуляторов и локализацию производства электромобилей.

Хотя это решение выглядит как мера по защите экологии, на самом деле оно неизбежно приведет к значительным изменениям на рынке и окажет серьезное влияние на импорт электромобилей.

Поддержка местных производителей или устранение конкуренции

Официально этот сбор распространяется на все автомобили, однако электромобили, производимые в Узбекистане, освобождены от него до 2030 года. Очевидно, что это шаг в сторону защиты местных производителей и устранения конкуренции со стороны импортных электромобилей.

Данное решение станет серьезным ударом для частных дилеров, ввозящих электромобили из Китая. Ведь китайские модели зачастую были значительно дешевле местных аналогов. Ранее правительство уже вводило различные ограничения для решения этой «проблемы», а теперь дополнительно усложнило процесс с помощью утилизационного сбора.

Кроме того, ранее компания BYD заявляла о необходимости наведения порядка на рынке Узбекистана и предлагала ограничить импорт электромобилей, не адаптированных к местному климату и дорожным условиям. В результате от этих изменений выиграют завод BYD в Джизаке, а также ADM Jizzakh и UzAuto Motors.

Однако для обычных покупателей это решение обернется значительными потерями. Теперь рынок электромобилей окажется под контролем крупных компаний, что может привести к исчезновению конкуренции и резкому росту цен.

Новые бюрократические барьеры

Помимо утилизационного сбора, при ввозе электромобилей введено еще одно новое требование. Теперь частные дилеры и физические лица обязаны проходить проверку электромагнитной совместимости перед получением сертификата.

Этот тест проводится исключительно на специальном полигоне в Паркенте, что может привести к дополнительным очередям и сложностям для частных импортеров.

Негативные последствия повышения утилизационного сбора

Ожидается рост цен на электромобили, импортируемые из Китая. Это связано как с повышением утилизационного сбора, так и с новыми требованиями сертификации, что еще больше усложнит ввоз электромобилей. В такой ситуации крупные заводы, включая BYD Jizzakh, ADM Jizzakh и UzAuto Motors, получат полный контроль над рынком, еще больше укрепляя свою монополию.

Обычные покупатели же окажутся в проигрыше – выбор будет становиться все уже, а цены продолжат расти. Вместо развития рынка электромобилей и улучшения экологической ситуации правительство фактически устраняет частных дилеров, открывая дорогу крупным компаниям. Заявления о поддержке «зеленой экономики» и экологического транспорта все больше напоминают просто лозунги. На деле же повторяются старые методы контроля над рынком и усиления монополии.