$
 12933.16
-14.94
 14719.23
23.14
 158.28
1.35
weather
+26
Вечером   +14°

Новый железнодорожный путь соединит Казахстан с Узбекистаном

Новый железнодорожный путь соединит Казахстан с Узбекистаном Дорога

Между Узбекистаном и Казахстаном ведётся строительство новой железнодорожной линии, запуск которой запланирован на 2027 год. 

Каковы основные цели и преимущества строительства новой железнодорожной магистрали, о которых сообщает компания "Казахстанские железные дороги"?

Об этом сообщила пресс-служба компании "Казахстанские железные дороги" (КТЖ). Согласно информации КТЖ, строительство новой железнодорожной магистрали позволит перенаправить грузопотоки с существующего участка Сарыагаш — Ташкент на новую ветку, что, в свою очередь, разгрузит станцию "Сарыагаш" и увеличит объемы экспортных перевозок в Узбекистан. На эти цели компания "Қазақстан темір жолы", являющаяся портфельной компанией "Самрук-Қазына", реализует инвестиционный проект стоимостью 286 миллиардов тенге, что составляет примерно 545,8 миллиона долларов США. На сегодняшний день, в рамках проекта, произведена сборка рельсошпальной решетки в объеме около 100 километров из общей протяженности 203 километров. В реализации данного проекта задействованы 46 единиц дорожно-строительной техники и более 70 специалистов.

Какое значение имеет открытие нового пункта пропуска через казахстанско-узбекскую государственную границу для транспортно-транзитного потенциала Казахстана?

В компании также отметили, что новая железнодорожная линия Дарбаза — Мактаарал также соединит два отдаленных района Туркестанской области — Мактааральский и Жетысайский — с остальной частью Казахстана. Строительство новой железной дороги началось в конце ноября 2023 года. Тогда сообщалось, что протяженность железнодорожной линии Дарбаза — Мактаарал составит 152 километра. Правительство Казахстана сообщало, что данный крупный инфраструктурный проект реализуется по поручению главы государства Касым-Жомарта Токаева и направлен на дальнейшее развитие транспортно-транзитного потенциала республики. В рамках данного проекта будет открыт новый пункт пропуска через казахстанско-узбекскую государственную границу. Проект был разделен на два этапа. Первый этап предполагает строительство линии Ердаут — Мактаарал — государственная граница Узбекистана с выходом на станцию "Сырдарья". Вторым этапом предусмотрен ввод в эксплуатацию ветки Жетысай — государственная граница Узбекистана с выходом на ту же станцию. Доля казахстанского содержания в данном проекте оценивается в 85%.

Какое влияние окажет строительство новой железнодорожной линии Дарбаза — Мактаарал на развитие экономических связей между Казахстаном и Узбекистаном, а также на грузопоток в регионе?

Бывший глава КТЖ Канат Альмагамбетов подчеркивал, что линия Дарбаза — Мактаарал соединит два отдаленных района Туркестанской области — Мактааральский и Жетысайский — с остальной частью Казахстана. По его словам, будет построено 9 станций. Новая железная дорога обеспечит прямой выход грузов из Казахстана в эти районы и обратно, так как в настоящее время они вынуждены проходить границу с Узбекистаном, что негативно сказывается на развитии районов. После завершения строительства они получат новый серьезный импульс к развитию. Канат Альмагамбетов также отмечал, что существенно увеличится транзитный потенциал Казахстана, и грузы, направляющиеся в Афганистан, Иран, Таджикистан и Узбекистан, будут проходить по этой линии быстрее. Также, по его словам, ослабится напряжение на участке Сарыагаш — Ташкент, где в последние годы наблюдался значительный рост грузопотока, что приводило к задержкам в передаче грузов, так как существующий стык не рассчитан на такой объем перевозок. Строительство новой железнодорожной линии поможет разгрузить этот основной участок и дать возможность для движения пассажирских поездов. В апреле 2024 года Узбекистан и Казахстан достигли соглашения о создании совместного железнодорожного предприятия. Стороны планируют на взаимовыгодных условиях предоставлять грузовые терминалы для перевозок товаров в Китай.