$
 12720.00
-7.96
 13827.91
46.07
 140.04
0.58
weather
+26
Вечером   +14°

Звезда мирового балета Диана Вишнева снова выступила в Ташкенте

Вишнева

Прима-балерина Мариинского театра, народная артистка России и лауреат многочисленных международных наград впервые побывала у нас в апреле 2017 года. Тогда в Узбекистан – тоже впервые за несколько десятилетий – приехали балет и симфонический оркестр Мариинки во главе с самим худруком и директором театра Валерием Гергиевым.

На сцене ГАБТа имени Алишера Навои они танцевали классику – фрагменты из «Лебединого озера», «Дон Кихота», «Кармен-сюиты», «Анны Карениной» и «Шехерезады». Вишнева блистала в драматичной партии Кармен в паре с нашим соотечественником Данилой Корсунцевым, тоже ставшим премьером Мариинского театра и заслуженным артистом России. Накал страстей был соответствующий.

И вот, четыре с половиной года спустя, она вернулась, чтобы показать другую грань своего таланта на относительно более спокойном вечере современной российской и зарубежной хореографии. Его организовал Фонд развития культуры и искусства при Министерстве культуры Узбекистана. В основе программы – произведения участников международного фестиваля современной хореографии Context. Diana Vishneva, который балерина основала в 2013-м. Каждый год он становится настоящим событием, собирая ярких артистов со всего мира на творческие показы, образовательные мероприятия и конкурс молодых хореографов. Последний по времени смотр закончился в октябре.

Несмотря на пыль, окутавшую Ташкент накануне, зал театра имени Алишера Навои был полон. Зрители заинтересованно пытались вникнуть в короткие – от 6 до 10 минут – постановки лауреатов и победителей фестиваля Context разных лет. Среди них «Синергия» Анны Щеклеиной и Александра Фролова из Екатеринбурга, «Удар» петербуржца Эрнеста Нургали, «Пагоды» москвича Константина Семенова, «Ave ever» Анны Щеклеиной и «Черная пятница» Ирины Кононовой из Ставрополя.

Разные по настроению и вольно трактуемому сюжету, они не всегда понятны, но дают некоторое представление о том, чем живет хореография сегодня. Их произведения максимально далеки от традиционного балета с его красивыми позами и четко прописанными па. Здесь в приоритете – художественное самовыражение авторов и исполнителей, их эмоции, приводящие в движение все части тела, а порой даже вырывающиеся наружу в виде криков.

Нечто более привычное можно было увидеть в постановке «Русские тупики II» Максима Петрова. Ее премьера прошла в Мариинке весной 2020 года в рамках проекта «Творческая мастерская молодых хореографов», а уже в 2021-м произведение наградили главной российской театральной премией «Золотая маска» в номинации «Лучшая работа хореографа» и высшей сценической премией Санкт-Петербурга «Золотой софит» в категории «Лучший балетный спектакль малой формы».

Постановка на четверых солистов – пример неоклассики, где балетные основы соединяются с модерном под мелодии, вдохновленные идеями пустоты и меланхолии как русской культурной матрицы. Музыку написала доцент Санкт-Петербургской консерватории Настасья Хрущева – композитор, пианистка и драматург. Она же сама приехала сыграть на вечере, где все остальные мелодии звучали в записи. Ее прочувствованное устное «предисловие» и живой аккомпанемент сразу помогли публике настроиться на определенный лад и заметно выделили этот балет на фоне предшественников.

Напоследок была припасена главная изюминка концерта – дуэт Дианы Вишневой с еще одной звездой мирового уровня Владимиром Малаховым. Уроженец Украины в 90-х стал премьером балета Венской государственной оперы, Национального балета Канады, Американского театра балета, в 2004-м возглавил Государственный балет Берлина, а в 2014-м стал художественным советником Токио-балета.

Вместе они игриво и обаятельно исполнили постановку «Старик и я» (создана в 1996-м) голландского хореографа Ханса ван Манена на музыку Кейла, Стравинского и Моцарта, которую Вишнева впервые станцевала ровно семь лет назад на втором фестивале Context. История о радостях и печалях человеческих отношений на фоне ускользающей жизни – идеальное произведение для 45-летней балерины и ее 53-летнего партнера, которые находятся в отличной физической форме, но меркам театра уже стали пенсионерами. Здесь на первом плане не сложность танцевального рисунка, а их артистизм, умение играть телом и лицом, благодаря чему так увлекательно было наблюдать за взаимодействием пары на сцене. Жаль только, что 17-минутная постановка, как и сам вечер, пролетела слишком быстро.

Рамиль Исламов

Фото предоставлены Фондом развития культуры и искусства